Обеспечение заявки на электронный аукцион по 44-ФЗ — это гарантия, которую дает участник процедуры заказчику. Таким образом заказчик страхуется от недобросовестных компаний, нарушающих правила проведения тендеров.
Когда требуют обеспечение
Необходимость устанавливать обеспечение заявок на участие в аукционе по 44-ФЗ зависит от стартовой цены тендера — чем она выше, тем больше законодатель стремится подстраховать заказчика и предусматривает все больше требований.
Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
В соответствии с ч. 1 ст. 44 44-ФЗ, заказчик при проведении электронного аукциона обязан установить требование к обеспечению заявки, если НМЦК превышает 5 млн рублей. Правило ч. 1 ст. 44 44-ФЗ дополнило правительство РФ в постановлении №439 от 12.04.2018, где указало, что требование к обеспечению заявки при электронном аукционе устанавливается уже при НМЦК, превышающей 1 млн рублей. Поскольку в норме закона содержится указание на то, что правительство вправе уточнять требования к пороговому значению НМЦК, решение правительства в данном случае имеет приоритет над нормой 44-ФЗ. Заказчикам следует отталкиваться от правила, установленного постановлением, и требовать гарантий уже при НМЦК в 1 млн рублей.
В каком объеме
В соответствии с положениями ч. 16 и 17, при проведении электронного аукциона обеспечения заявки осуществляется в размере, зависящем от НМЦК тендера:
- если стартовая цена электронного аукциона составляет менее 20 млн рублей, заказчик устанавливает размер, он составляет от 0,5 до 1% НМЦК;
- для закупок, чья НМЦК превышает 20 млн рублей, размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе 44-ФЗ составляет от 0,5 до 5% от стартовой цены тендера.
Особые условия законодатель устанавливает для электронных аукционов, участниками которых выступают предприятия уголовно-исполнительной системы и организации инвалидов. Дабы поддержать деятельность таких организаций в сфере госзакупок, в тендерах с их участием обеспечение заявки на участие в электронном аукционе устанавливается в размере до 2% в случаях, если НМЦК превышает 20 млн рублей. Если стартовая цена не превышает 20 млн рублей, никаких особых правил для таких организаций не предусмотрено, сумма гарантий составит от 0,5 до 1% НМЦК.
Заказчик самостоятельно определяет размер требуемых гарантий в рамках предложенного диапазона и указывает его в извещении и тендерной документации электронной закупки.
Как обеспечить участие деньгами
Закон о контрактной системе предлагает следующие способы обеспечения аукционной заявки:
- денежными средствами;
- банковской гарантией.
Участник вправе открыть специальный счет в одном из банков, уполномоченных принимать гарантийные суммы, и внести на него средства для обеспечения участия в электронных аукционах: когда период подачи документов на участие в тендере истекает, оператор электронной площадки направляет информацию об этом в банк участника и сумма на специальном счете замораживается. На всем протяжении проведения тендера, предоставленные средства недоступны участнику.
Выбирая, с какого счета оформить обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, следует выбрать счет в одном из банков, уполномоченных открывать специальные счета. Их перечень утвержден распоряжением правительства от 13.07.2018 №1451-р и содержит двадцать шесть наименований. Для открытия счета будущий участник заключает договор с банком.
Подробнее: «Как открыть спецсчет для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
В соответствии с правилами ч. 8 ст. 44 44-ФЗ, блокировка средств снимается и участник электронной процедуры возвращает контроль над ними в течение одного рабочего дня, после того как состоится какое-то из следующих событий:
- завершение тендера и определения победителя, при этом неважно, кто в итоге оказался победителем — компании, которые участвовали в закупке добросовестно, получают гарантийные средства обратно, даже если не стали победителями;
- отмена тендера;
- отклонение заявки участника;
- подача заявки после истечения срока, установленного для этого документацией;
- отстранение участника;
- отказ УФАС в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.
Внесенные деньги переходят к заказчику, если участник окажется в реестре недобросовестных поставщиков, как это установлено ч. 15 ст. 44 44-ФЗ.
Как обеспечить участие в аукционе банковской гарантией
Банковская гарантия — удобный инструмент страховки участия в тендере для компаний, для которых невозможна оплата обеспечения заявки на участие в аукционе 44-ФЗ в денежной форме. Выдача банковской гарантии — это платная услуга банка, но ее стоимость меньше обеспечительной суммы. Если участник окажется недобросовестным, заказчик направит требование о выплате гарантийной суммы непосредственно в банк.
Для оформления обеспечительной банковской гарантии подойдет не любой банк — документ необходимо оформить в одном из банков из перечня, который ведет Минфин. Актуальный перечень подходящих кредитных организаций опубликован на сайте Минфина. Важно помнить, что перечень регулярно обновляется, прежде чем покупать услугу, следует убедиться, что выбранный банк в нем состоит.
Часть 2 ст. 45 44-ФЗ содержит требования к обеспечению заявки на участие в электронном аукционе, предоставленному в форме банковской гарантии. Текст документа содержит следующую информацию:
- сумму гарантии;
- какие обязанности участника она обеспечивает;
- обязанность банка оплатить заказчику неустойку в случае просрочки перечисления истребованной по гарантии суммы. Такая неустойка составляет 0,1 процента за каждый день нарушения срока выплаты;
- условие о моменте, когда обязанность банка перед заказчиком считается выполненной — это момент фактического поступления денег по требованию на счет заказчика;
- срок действия гарантии — этот срок не менее чем на два месяца превышает срок подачи заявок на участие в тендере — такое требование устанавливает ч. 4 ст. 44 44-ФЗ;
- перечень документов, которые заказчику предстоит подать одновременно с требованием о выплате средств по гарантии.
Информация о предоставляемых в качестве обеспечения банковских документах публикуется в специальном реестре в Единой информационной системе.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ