Часть 19 ст. 95 44-ФЗ предусматривает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, если в его тексте было предусмотрено право заказчика принять решение о таком отказе от исполнения договора. Право на расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком в одностороннем порядке предусмотрено ч. 9 той же статьи.
Односторонний отказ от исполнения госконтракта: инструкция для заказчика
В связи со вступлением в силу с 01.07.2022 ч. 12.1 ст. 95 44-ФЗ алгоритм расторжения контракта для заказчика изменился. Рассмотрим порядок одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ заказчиком пошагово с 01.07.2022:
Шаг 1. Принимаем решение о расторжении. Такое решение принимается только в случае наличия двух взаимосвязанных факторов:
- основания такого расторжения прямо предусмотрены Гражданским кодексом как основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств;
- такое право заказчика закреплено в контракте.
Шаг 2. Составляем решение об одностороннем отказе. Его форма законодательно не закреплена, поэтому составьте его в произвольной форме, однако рекомендуем указать в нем:
- реквизиты расторгаемого документа;
- дату принятия решения;
- основания отказа от исполнения контракта;
- срок вступления решения в силу.
Вот образец, как оформить расторжение договора в одностороннем порядке по новым правилам. Форма решения об отказе выглядит так:
Шаг 3. После оформления решения необходимо уведомить об этом подрядчика. Вступившая в силу часть 12.1 ст. 95 Закона о закупках говорит о том, каким образом заказчик уведомляет исполнителя государственного контракта о принятии решения об одностороннем расторжении контракта. По новому правилу заказчик с использованием Единой информационной системы формирует решение, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС. За неисполнение указанного порядка предусмотрены административные санкции в виде штрафа.
Не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС (автоматически с использованием ЕИС) решение направляется поставщику. Датой его поступления подрядчику является дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.
Чуть подробнее остановимся на том, как сформировать решение об одностороннем отказе в ЕИС в 2023 году:
- сформируйте решение в ЕИС;
- подпишите его усиленной квалифицированной электронной подписью и разместите его в системе;
- не позднее одного часа оно автоматически направляется поставщику;
- выполнение процедуры является надлежащим уведомлением поставщика.
Шаг 4. После того как процедура соблюдена, остается ждать момента расторжения договора. Сроки имеют принципиальное значение. Часть 13 ст. 95 44-ФЗ указывает, через какое время после надлежащего уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракт считают расторгнутым — через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика.
Шаг 5. Направьте информацию о расторжении в реестр контрактов.
Шаг 6. Направьте в ФАС обращение о включении информации о таком поставщике в РНП. Это необходимо сделать в течение двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу вашего решения.
Шаг 7. Заключаем новый договор со вторым участником.
В том случае, если в течение 10 дней поставщик исправит выявленные нарушения, необходимо отменить принятое решение. Можете ориентироваться на приведенную ниже форму такого решения.
Отменять решение нельзя, если расторжение связано с повторным нарушением.
Приведенная выше инструкция показывает, если контракт заключен по результатам электронной процедуры, как заказчику законно уведомить поставщика об одностороннем расторжении договора. Иной порядок уведомления предусмотрен для закупок, проведенных в неэлектронной форме.
В данном случае документ передается лицу, действующему от имени поставщика, лично под роспись или направляется последнему с соблюдением требований законодательства о гостайне по его адресу, указанному в тексте договора. Такой порядок является надлежащим уведомлением контрагента. Датой надлежащего уведомления считается:
- дата, указанная лицом в расписке о получении документа;
- получение подтверждения о вручении поставщику заказного письма;
- дата получения информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в договоре;
- информация о возврате такого письма по истечении срока хранения.
Контроль в сфере закупок
Достаточно распространенным является вопрос о том, вправе ли контролирующий орган в сфере закупок выдать предписание заказчику о досрочном расторжении контракта в одностороннем порядке. Функции контроля в сфере закупок помимо Антимонопольной службы вправе осуществлять прокуратура.
Предписание ФАС — это распоряжение Антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. УФАС вправе указать участникам закупки, какие действия необходимо совершить, чтобы устранить нарушения, направляет требование об устранении нарушений хозяйствующим субъектам при нарушениях антимонопольного законодательства. Такие указания являются обязательными для участников закупки, их неисполнение влечет административную ответственность.
Прокуратура — это орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входит и 44-ФЗ. Задача проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения. В число обязанностей прокурорских работников в сфере закупок входит контроль заказчика за исполнением договорных обязательств поставщиком. Непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, влечет ответственность.
Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, отметим, что информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 44-ФЗ нередко исходит от контролирующих органов в сфере закупок.
Об авторе этой статьи
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2024.01.17Контроль закупокМожно ли изменять существенные условия госконтракта
- 2024.01.10Банковские гарантииКак вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
- 2024.01.10Контроль закупокКак организовать работу контрактной службы заказчика
- 2024.01.10Документы заказчикаИнструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок