Обоснование закупки у единственного поставщика — это объяснение, почему выбран именно неконкурентный способ. Если этого не сделать или основания окажутся незаконными, то контракт отменят, а заказчика накажут.
В каких случаях необходимо обоснование
Случаи, когда заключение госконтракта разрешено с единственным поставщиком, то есть без конкуренции, определены в ст. 93 44-ФЗ. С 31.07.2019 необязательно составлять отчет о невозможности и нецелесообразности заключения соглашений с единственным поставщиком (пп. в, г п. 62 ст. 1 71-ФЗ от 01.05.2019). Но некоторые заказчики продолжают это делать.
Так выглядит отчет о невозможности и нецелесообразности в 2023 году:
А вот обоснование цены контракта по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ обязательно. Это же правило распространяется и на закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а с 01.04.2021 обосновывать цену необходимо и для электронных процедур по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ. Необходимо обосновывать НМЦК, рассчитанную по правилам ст. 22 Закона о контрактной системе. В ч. 4 ст. 93 ФКС перечислены и другие закупки, для которых обязательно составляют обоснование начальной стоимости:
- работы по мобилизационной подготовке;
- работы, которые выполняют только органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия;
- товары, которые срочно нужны, чтобы ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, непреодолимой силы либо для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи, в том числе в случаях, которые предусмотрены ч. 7, 12 ст. 82 44-ФЗ. По этому основанию не закупаются ТРУ по Перечню, который утвержден Распоряжением Правительства № 1765-р от 30.03.2013;
- культурные ценности для пополнения госфонда;
- ТРУ, которые приобретаются у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы по Перечню, который утвержден Постановлением Правительства № 1292 от 26.12.2013;
- сырье, материалы, комплектующие изделия, которые нужны для производства ТРУ при трудоустройстве осужденных на основании и за счет договоров, которые заключены учреждением, исполняющим наказания, с юридическими лицами;
- произведения литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений, фонограмм конкретных изготовителей у лица, которому принадлежат исключительные права (исключительные лицензии) на них;
- печатные или электронные издания (в том числе используемые в них программно-технические средства и средства защиты информации) определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права (исключительные лицензии) на использование таких изданий, оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности госучреждений образования, библиотек, госорганизаций науки;
- закупка культурным учреждением создания, исполнения произведений литературы или искусства, изготовления (поставки) декораций, костюмов, театрального реквизита, которые нужны, чтобы создать или исполнить произведения. Контракт заключается с конкретным физлицом или конкретным юрлицом, а на создание произведений литературы или искусства — с конкретным физлицом;
- услуги по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, билетов и путевок на экскурсии — бланков строгой отчетности;
- управление многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной или госсобственности;
- содержание и ремонт нежилых помещений, которые переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, охране, вывозу бытовых отходов, в случае если эти услуги оказываются другим лицам, использующим нежилые помещениями, которые находятся вместе с помещениями заказчика в одном здании;
- закупка у поставщика, который определен Распоряжением Правительства по предложениям ЦИК России, властями в регионах, отдельных видов товаров и услуг для проведения выборов, референдумов;
- нежилое здание, строение, сооружение, нежилое помещение для госнужд;
- аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для государственных, муниципальных нужд либо аренда жилых помещений, которые находятся за рубежом, заказчиками, которые осуществляют там деятельность;
- лечение гражданина России за границей иностранной организацией;
- закупка оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программ с обладателем исключительных прав на такие товары за счет средств, которые выделены на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;
- изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
- закупка стандартного жилья у юрлиц по условиям договоров об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства стандартного жилья;
- закупка стандартного жилья органами исполнительной власти (местного самоуправления) у лица, которое заключило в рамках Федерального закона № 161-ФЗ от 24.07.2008 договор безвозмездного пользования земельным участком или аренды земельного участка, который предусматривает строительство такого жилья по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров;
- ТРУ для обеспечения органов внешней разведки средствами разведывательной деятельности по перечню, который утверждает руководитель такого органа;
- ТРУ для обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом по перечню, который утверждает руководитель ФСБ;
- ТРУ за счет средств, которые выделены на оперативно-розыскную деятельность, по перечню, который утверждает руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление такой деятельности. По ч. 13 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 об оперативно-розыскной деятельности к таким ведомствам относятся органы внутренних дел, ФСБ, госохраны, таможни, СВР, ФСИН;
- работы по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, которая ввозится в Россию, по ценам (тарифам), которые установлены законом.
В некоторых регионах России созданы специальные учреждения с возложенными на них полномочиями, позволяющими им попадать под п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Они заказывают товары (в основном лекарственные средства и медикаменты) у единственного поставщика, то есть без организации конкурсных процедур, что существенно сокращает затраты времени на госзакупку. По сумме сделки с единственным поставщиком законом не ограничиваются.
В обоснованиях заказчики подтверждают, почему выбранный исполнитель или товар являются уникальными, или же ссылаются на непредвиденную ситуацию. Документ с обоснованием цены является частью госконтракта. Все расчеты прописываются в договоре либо оформляются в форме приложения с подписями обеих сторон.
Требования к обоснованию
В нормативно-правовых актах нет специальных требований относительно формы и содержания обоснования закупок неконкурентным способом. В ПП РФ № 567 от 02.10.2013 закреплена рекомендуемая форма документа. В нем следует отразить:
- обоснование НМЦК;
- соответствие выбранной организации-исполнителя 44-ФЗ;
- причины невозможности проведения госзакупки по-другому.
А вот как обосновать цену контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2023 году:
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Для определения цены контракта с единственным поставщиком методом анализа рынка лучше получать информацию от конкретного поставщика и заключать контракт по наименьшей из полученных цен. | Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-13651 от 26.10.2015 | |
Письмо, как обосновать закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ, — заказчики не обосновывают ЦК по п. 1, 4, 5, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, по правилам ст. 22 44-ФЗ или любых иных нормативных правовых актов. | Письмо Минэкономразвития № Д28и-1889 от 30.09.2014 |