Реестр радиоэлектронной продукции по постановлению № 878 включает радиоэлектронику и телекоммуникационное оборудование. На него заказчик ориентируется при составлении документации, а комиссия — при применении ограничений и условий допуска к госзакупкам. Продукция из него получит приоритет при закупках по 223-ФЗ.
Скачать реестр отечественного оборудования Минпромторга из ГИСП |
Скачать реестр радиоэлектронной продукции в 2023 году |
Скачать образец запроса в Минпромторг о предоставлении сведений из реестра РЭП |
Скачать перечень ЭКБ 01-22-2021 на www.mniirip.ru |
Скачать перечень ЭКБ в PDF в 2023 году |
Когда заработал реестр в закупках
Российская радиоэлектронная продукция — это изделия радиоэлектроники, которые изготовлены российскими производителями на территории РФ. Единый перечень радиоэлектронных товаров и телекоммуникационного оборудования заработал с 01.09.2019 в рамках постановления Правительства РФ № 878 от 10.07.2019. Правительственный акт вступил в силу еще в июле, а сам перечень радиоэлектроники дорабатывался до 16.09.2019. Сейчас этот перечень активно эксплуатируется и применяется в закупочной деятельности как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
Кто его ведет
Специалисты разъясняют, кто ведет единый реестр российской радиоэлектронной продукции — Минпромторг, значит, ответственность за его наполнение лежит на этом ведомстве. Ищите список отечественных радиоэлектронных и телекоммуникационных товаров на официальном ресурсе Минпромторга — в государственной информационной системе промышленности. Это официальный сайт реестра российской радиоэлектронной продукции. Перечень представляет собой текстовый документ, который дорабатывается и изменяется. Используйте актуальную редакцию реестра.
Как попасть в РЭП
Состав перечня подразделяется на радиоэлектронные товары и телекоммуникационное оборудование. Для включения изделия в список производитель подает заявку. В таблице мы показали, как попасть в единый реестр российской радиоэлектронной продукции для радиоэлектронных изделий и телекоммуникации.
Радиоэлектроника | Телекоммуникационное оборудование |
---|---|
|
|
На какие объекты закупок распространяются ограничения
Стандартная расшифровка ЭРИ в радиоэлектронике — электрорадиоизделия. Это изделия, которые изготовлены по специальным технологиям с применением принципов электроники и радиотехники. Изготовление таких продуктов российскими производителями — это наукоемкая сфера, которая всячески регулируется и поддерживается со стороны государства. А РЭП ведут как дополнительную меру государственной поддержки отечественных производителей радиотехники. Законодатели ограничивают допуск и приобретение иностранных товаров, увеличивая тем самым спрос на товары российского производства.
Применяйте ограничение, если закупаемые радиоэлектронные товары включены в перечень радиоэлектроники.
Перед закупкой исполнитель сверяется с перечнем, находит нужный код или класс радиоэлектронной продукции и устанавливает в извещении необходимые ограничения. Не приобретайте изделия, которые включены в список, и ту продукцию, которой там нет, в рамках одной закупки. Если в едином перечне нет требуемого изделия или есть изделие со схожими характеристиками, но его функции не подходят заказчику, то ограничивать закупку нет необходимости.
Как применять постановление № 878: пошаговая инструкция
Если продукция включена в перечень из постановления № 878, то установите ограничение допуска иностранной радиоэлектроники. Если код ОКПД2 из перечня к постановлению № 878 пересекается с кодом из перечня к постановлению правительства № 617 от 30.04.2020, то необходимо применять перечень с более точным кодом. К примеру, для кода 28.25.14.110 применяйте ПП РФ № 878 (Письмо Минпромторга № 39247/12 от 05.06.2020).
Учитывайте общие требования о применении национального режима и ряд особенностей для закупок радиоэлектроники:
- Не объединяйте в одной закупке продукцию, которая есть в перечне № 878, и изделия, которых в нем нет.
- При формировании НМЦК используйте порядок Минпромторга. Но не применяйте его для контрактов по гособоронзаказу.
- При описании товара не приводите его характеристики и другую информацию, которой нет в КТРУ (пп. «а» п. 5 правил из ПП РФ № 145 от 08.02.2017).
- Укажите в извещении, что участник представляет в заявке (п. 3(1) ПП РФ № 878):
- номер реестровой записи из РЭП и сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории РФ, если это предусмотрено ПП РФ № 719 от 17.07.2015;
- номер реестровой записи из Евразийского реестра промышленных товаров и сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории страны ЕАЭС, если это предусмотрено Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 105 от 23.11.2020;
- копию сертификата по форме СТ-1 при закупках продукции до 31.12.2022 (размещены извещения, направлены приглашения), но только для некоторых медицинских изделий, которые относятся к радиоэлектронике.
- Отклоните все заявки с предложением о поставке иностранной радиоэлектроники, если подана как минимум одна заявка, которая удовлетворяет требования заказчика, с предложением о поставке продукции из ЕАЭС (п. 3 ПП РФ № 878).
- Не меняйте радиоэлектронику из ЕАЭС на изделия из иностранных государств при исполнении контракта (п. 8 ПП РФ № 878).
Если поставщик не предоставил сведения о совокупном количестве баллов или указал сумму баллов, которая не соответствует нормативам, то заказчик учтет такую заявку как заявку с предложением о поставке иностранной продукции. Применяйте условия допуска, если товар включен в один из перечней к Приказу Минфина № 126н от 04.06.2018 и заявки с иностранным товаром не отклонены (Письмо Минфина № 24-06-06/68443 от 15.07.2022). А если российский заказчик работает на территории иностранного государства, то ограничения по постановлению № 878 не применяются (пп. «б» п. 10 ПП РФ № 878).
Как закупать радиоэлектронику по 223-ФЗ
Руководствуйтесь локальным положением о закупке, когда приобретаете радиоэлектронные изделия. Но учтите, что нельзя необоснованно ограничивать конкуренцию при объединении в один лот различных видов продукции (ч. 1, 5 ст. 17 135-ФЗ от 26.07.2006). Не объединяйте в одну закупку продукцию, которая относится к разным товарным рынкам и которая не связана технологически и функционально: ФАС воспринимает такое объединение как ограничение конкуренции и нарушение норм 223-ФЗ (Решение ФАС № 223ФЗ-284/21 от 01.06.2021).
При описании радиоэлектронного изделия разрешается указывать конкретный товарный знак без требования «или эквивалент», но только если (п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ):
- другие товары несовместимы с уже используемой продукцией;
- приобретаете запчасти и расходные материалы по технической документации к используемым машинам и оборудованию;
- проводите закупку в целях исполнения госконтракта;
- это допускают условия международных договоров, договоров заказчика по соглашениям с российскими и иностранными юридическими лицами.
Если проводите конкурентную закупку, то установите приоритет российских товаров (п. 5 ПП РФ № 925 от 16.09.2016). При закупке радиоэлектронной продукции и интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции или ПО, которое является компонентом таких систем, из Реестра российского ПО приоритет предоставляется в увеличенном размере.
Приоритет предоставляют в зависимости от процедуры (п. 2(1), 3(1), 4(1) ПП РФ № 925):
- Аукцион или другая закупка, где участники пошагово снижают цену. Цена договора победителя снижается на 30 %, если он предложил радиоэлектронную продукцию или программное обеспечение, которых нет в реестрах. Если же цену снизили до нуля и торги проводили для определения права на заключение договора, а победитель предложил радиоэлектронику или ПО, которых нет в реестрах, то цену договора увеличивают на 30 % от предложенной цены договора.
- Конкурс или другая закупка, где победитель выбирается по критериям оценки заявок или по самой низкой цене договора. Цена участника, который предложил отечественные радиоизделия или ПО, снижается на 30 %. Договор заключается по цене участника.
Страну происхождения изделия определяют на основании сведений о товарах из заявки участника. Для этого в документы заказа включают требование об указании страны-изготовителя. Но требовать подтверждающие документы не надо, достаточно отметить страну происхождения изделий в заявке.
Если закупаете радиоэлектронику, которой нет в РЭП, приоритет российским товарам надо устанавливать в размере 15 % (Решение Московского УФАС по делу № 077/07/00-15208/2020 от 18.09.2020). Кроме того, ПП РФ № 925 необходимо применять, когда это не противоречит положениям Договора о ЕАЭС и ГАТТ 1994 (Письмо Минфина № 24-03-08/3829 от 23.01.2020).
Обязательно включите условия для достижения минимальной доли закупок российских товаров, если приобретаете радиоэлектронную продукцию из приложения к ПП РФ № 2013. Товарами российского происхождения в этом случае признаются изделия, которые есть в любом из реестров (п. 2 ПП РФ № 2013):
- российской промышленной продукции;
- российской радиоэлектронной продукции;
- евразийском реестре промышленных товаров.
Включите в документацию сведения из локального положения о закупке, которые требуются для достижения минимальной доли. К примеру, учтите требование о подтверждении в заявке информации о том, что товар находится в одном из реестров (Письмо Минпромторга № 43917/12 от 28.05.2021).
В закупках только для субъектов МСП и самозанятых устанавливать требование о предоставлении реестровой информации нельзя (п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 223-ФЗ). Но заказчик вправе установить для них требование о включении в заявку наименования страны происхождения и о предоставлении подтверждающего документа (п. 1 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ). Но в ПП РФ № 2013 не предусмотрено таких документов.
По нормам п. 10, ч. 19 ст. 3.4 участник сможет подтвердить информацию о наличии радиоэлектроники в реестрах в составе предложения по предмету торгов.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.