Содержание
Начинающие участники занимаются тендерной аналитикой, чтобы оценить потенциал участия в госзакупках с тем или иным товаром. А опытные поставщики анализируют собственные показатели, чтобы оптимизировать работу и постоянно увеличивать обороты. Не пренебрегайте этим инструментом.
Статья написана автором телеграм-канала «Аналитика в госзакупках с Юлией Климиной»
Зачем делают анализ тендеров
На практике делают анализ рынка закупок, чтобы определить:
- стоит ли участвовать с товаром, который продаете, или есть ли потребность в услугах, которые оказываете;
- сколько тендеров и на какую сумму размещают по тематике, которой занимаетесь или планируете заниматься;
- процент снижения цены и средние финансовые показатели по отрасли;
- какая конкуренция на торгах;
- сезонность и периодичность процедур;
- кто из конкурентов уже участвует в госзакупках и насколько успешно;
- с какими заказчиками уже работают конкуренты, есть ли к ним претензии;
- объем госзакупок у едпоставщика;
- добросовестность заказчика и др.
Что анализируют
С помощью ЕИС или специальных агрегаторов делают анализ данных в закупках по 3 направлениям:
1. Прошедшие — процедуры, которые завершены и победитель определен. Эта информация есть в разделе «Закупки», на этапах «завершена», «отменена». Сведения о заключенных контрактах есть в реестре контрактов.
2. Текущие — процедуры на этапе приеме заявок. Такие процедуры анализируют, чтобы решить: участвовать в них или нет. Анализируют требования заказчика к товару, считают себестоимость и рентабельность реализации, изучают условия исполнения контракта.
3. Планируемые — процедуры, которые только планируют опубликовать. Эта информация есть в планах-графиках по 44-ФЗ, планах закупок по 223-ФЗ и запросах цен.
Подробнее: запрос цен по 44-ФЗ
Чтобы аналитика госзакупок получилась комплексной и полной, рекомендуем дополнительно анализировать всю отрасль, заказчика и конкурентов.
Как делать анализ отрасли
Оцените ситуацию в отрасли или регионе по завершенным закупкам. Фильтруйте нужные закупки по ОКПД2, этапу и, по необходимости, другим фильтрам. Вот пример:

Используйте для анализа торгов закупки такие обязательные показатели:
- сумма и количество прошедших процедур;
- процент снижения цены;
- среднее количество участников на 1 процедуру;
- объем и количество несостоявшихся процедур;
- объем и количество контрактов с едпоставщиком;
- сезонность проведения процедур;
- другие закономерности в графике публикаций.
Как делать анализ заказчиков и конкурентов
Помимо анализа отрасли, анализируйте и тендерную активность заказчиков и конкурентов:
- как часто размещают закупки по тематике, которой занимаетесь;
- как часто заключают контракты с одними и теми же поставщиками;
- по каким поводам пишут запросы на разъяснения и что заказчик на них отвечает;
- на что жалуются на заказчика или как часто он выступает в роли ответчика в суде, по каким поводам;
- как много участников приходит на процедуры и за что отклоняют конкурентов;
- какой процент снижения цены на торгах.
Не забывайте, что в реестре контрактов есть информация о том, как исполняют контракты конкуренты, товары каких производителей привозят, заключают ли прямые контракты и договоры и есть ли претензии со стороны заказчиков. Эта информация также важна для анализа.
Об авторе этой статьи

- Предприниматель, эксперт-аналитик по госзакупкам
-
Президент ассоциации профессиональных участников торгов и закупок {Флагман}.
Поставщик по 223-ФЗ
Обучаю поставщиков в Академии бизнеса, финансов и права, РАНХиГС, Сколково.
Организатор и спикер на всероссийских онлайн-конференциях.
Автор курсов по аналитике в тендерах
Опыт в закупках - 9 лет со стороны поставщика.
Участвую в построении тендерных отделов как приглашенный бизнес-консультант
Член совета по госзакупкам при ТПП РФ
Образование:
Государственный Университет Управления, аспирантура. Диплом по направлению «Экономика и управление народным хозяйством» с квалификацией преподавателя. 2017-2021
Государственный Университет Управления, магистратура. Диплом с отличием по специальности «Стратегическая логистика». 2015-2017
Дополнительное образование: Академия бизнеса, финансов и права. 2022. Диплом о профессиональной переподготовке «Специалист по закупкам»
Интересно, а какие инструменты для анализа рынка тендеров вы используете? Какие показатели считаете самыми важными для работы?