Содержание
Выбор методики анализа конкурентной среды — важный и актуальный вопрос для формирования прозрачного рынка, расширения доступа малого и среднего бизнеса, привлечения надежных поставщиков к выполнению госзаказа. Рассказываем.
Конкурентный анализ среды: суть и задачи
Зачем проводить конкурентный анализ деятельности предприятия — чтобы определить эффективность, обоснованность, целесообразность закупочных процедур.
Основные задачи:
- изучить рынок (поставщиков, ТРУ, закупочную деятельность заказчика);
- изучить целевой расход бюджетных средств;
- избежать ошибок, срыва исполнения контрактов.

Заказчику конкурентный анализ фирмы позволяет легче выполнять функции:
- контролировать составление технических заданий, обеспечить достоверность данных НМЦК;
- обеспечить достаточное исследование рынка, чтобы избежать необоснованного завышения цен, которые влекут к ущербу;
- принимать ценовую информацию с сопоставимыми условиями планируемой закупки;
- обеспечить контроль за планированием закупок и исполнением контрактов;
- увеличить долю конкурентных способов закупок с предоставлением преимуществ СМП или СОНО.
Какие существуют методы и стратегии конкурентного анализа среды
Перед выбором метода информацию собирают и систематизируют:
- общие количественные показатели работы (количество опубликованных извещений, проведенных процедур с разбивкой по способам определения, источникам финансирования);
- итоги закупок (процедуры, которые привели и не привели к заключению контракта);
- уровень конкуренции (среднее количество заявок, представленность участников рынка); количество поставщиков, сведения о которых направлены в РНП;
- данные по экономии, динамике, которая сложилась в результате закупок; распределение средств по направлениям закупок (аукционы, котировки, конкурс);
- деятельность поставщиков (наличие лицензий, финансовые, ресурсные возможности);
- показатели эффективности совместных конкурсов и аукционов;
- реализация нацпроектов;
- соблюдение требований по поддержке СМП, СОНО;
- наличие жалоб;
- исполнение контрактов;
- деятельность заказчика (количество нарушений, количество плановых, внеплановых проверок);
- требования к ТРУ (условия, запреты, ограничения);
- информация о независимых гарантиях.
Методы анализа конкурентной позиции:
- сравнительный анализ соперников;
- метод ФАС;
- бенчмаркинг;
- SWOT;
- пять сил М. Портера;
- географический срез.
Инструменты и стадии конкурентного анализа среды
Применение инструментов соответствует стадии анализа:
Тип | Цель | Инструменты конкурентного анализа среды |
---|---|---|
Сбор и хранение | Хранение большого количества данных, помогают легко, быстро извлекать информацию | ЕИС, агрегаторы торгов, системы, ЭТП, аналитические проекты |
Аналитика | Быстрое получение представления о данных | MS Excel, |
Отчетность и визуализация | Представление сложной информации в удобном для понимания формате | MS Excel, MS Word, Power Point, Google Data Studio |
ЕИС — инструмент, который позволяет проводить анализ конкурентной ситуации на рынке заказчикам, контрольно-надзорным органам, поставщикам. В ЕИС собран воедино большой массив данных (сведения о закупках, заказчиках, участниках, реестр независимых гарантий, реестр контрактов, жалобы, другое), функционал позволяет проводить исследование, мониторинг закупочной деятельности.
Еще по теме:
- как сравнить возможности предприятия с конкурентами;
- как проводить разбор преимуществ предприятия, по сравнению с соперниками;
- как провести анализ возможностей предприятия;
- как анализировать государственные закупки, и зачем это делать;
- что и как проверять для грамотной проверки контрактов;
- кто такой аналитик госзакупок, и что входит в его обязанности;
- что такое аналитика закупок, и зачем она нужна.
Этапы анализа конкурентной среды
Анализ подразумевает прохождение таких этапов:
- Найти проблемы и поставить цели.
- Выбрать источники информации и инструменты.
- Подготовить технические средства.
- Собрать информацию, систематизировать.
- Определить методы исследования
- Провести исследование.
- Составить отчет.
- Сформировать предложения по развитию эффективной закупочной деятельности.
Об авторе этой статьи

-
Эксперт и участник закупок более 9 лет.
Выиграла тендеров на сумму более 200 млн рублей.
Заключила более 500 контрактов.
Соблюдая последовательность этапов проведения отраслевого конкурентного анализа, заказчик формирует предложения по улучшению закупочной деятельности. Например, поиск альтернативных товаров, поставщиков, производителей, переход на ЭТП с перспективой увеличения количества заявок. В статье указаны простые типы инструментов, доступные большому количеству заказчиков, которые позволят подготовить отчет без дополнительного изучения программного обеспечения, незнакомого функционала, которые используют при построении сложных моделей машинного обучения.