Однородные и идентичные товары — это понятия, которые используются для обоснования начальной (максимальной) цены контракта. За неправильное применение оштрафуют на 10 000 рублей.
Где используется
На практике сведения, определяющие идентичность или однородность товара, работы, услуги, используют, когда:
- Формируют начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) по ст. 22 44-ФЗ и Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.
- Исчисляют доходы в сделках для налогообложения по ст. 105.9 НК.
- Определяют цену продукции по таможенному законодательству в рамках исполнения решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 202 от 30.10.2012.
- Проводят экспертизу заявок на госрегистрацию товарных знаков и знаков обслуживания по гражданскому законодательству в рамках исполнения Приказа Роспатента № 128 от 24.07.2018.
Когда определяете НМЦК, выявляйте стоимость закупки по расценкам на идентичные ТРУ. А если их нет — на однородные.
Как определить идентичность
В соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, идентичными признаются товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки:
- функциональные;
- технические;
- качественные;
- эксплуатационные характеристики.
Когда определяете идентичность товаров, учитывайте:
- страну происхождения;
- производителя.
Если товары незначительно отличаются по внешнему виду, то эти различия не учитываются.
Что касается работ, услуг, то для них такие основные признаки идентичности:
- использование одинаковых методик, технологий, подходов;
- сопоставимая квалификация подрядчиков.
Как определить однородность
Однородная продукция — это та, которая имеет сходные характеристики и состоит из похожих компонентов, выполняет одни и те же функции и коммерчески заменяемая. Когда определяете эту однородность, учитывайте:
- качество;
- репутацию на рынке;
- страну происхождения.
В ч. 13 и ч. 14 ст. 22 44-ФЗ указано, в чем разница идентичных и однородных товаров: первые обладают одинаковыми признаками, вторые — похожими. Например, компьютеры одной марки, модели, номенклатуры и производителя идентичные, а разных марок и производителей, но выполняющие одни и те же функции, — однородные.
Что касается работ и услуг, то когда определяете однородность, учитывайте:
- качество;
- репутацию на рынке исполнителей;
- вид и объем;
- уникальность;
- коммерческую взаимозаменяемость.
Примеры
Собрали в таблицу примеры идентичных и однородных товаров по 44-ФЗ.
Идентичные | Однородные |
---|---|
2 халата, которые сделаны из одного материала (шелк), по одному лекалу, одного размера и цвета или отличаются по цвету, но это различие некритичное. | 2 лекарства, которые имеют одно действующее вещество (МНН), одинаковые показания к применению, форму выпуска, состав, одинаковую страну происхождения, взаимозаменяемые. Выпускаются разными производителями, поэтому имеют разные торговые названия. |
Ответственность
Если заказчик не соблюдает правила определения идентичности и однородности ТРУ, это причина для отмены закупки (Решение Новгородского УФАС от 19.06.2014 по делу № 3426/0, Решение Дагестанского УФАС от 28.05.2014 № 249А-2014, Решение Свердловского областного суда от 14.03.2017 по делу № 72-272/2017).
В ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП есть санкция за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК. Должностное лицо за это оштрафуют на 10 000 рублей.
Об авторе этой статьи
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2024.01.17Контроль закупокМожно ли изменять существенные условия госконтракта
- 2024.01.10Банковские гарантииКак вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
- 2024.01.10Контроль закупокКак организовать работу контрактной службы заказчика
- 2024.01.10Документы заказчикаИнструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок