Содержание
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании палаты 1 февраля 2023 года предложила ввести мораторий на закупки по 44-ФЗ, что вызвало бурную реакцию профессионального сообщества. Однако, в результате приняли 154-ФЗ от 28.04.2023, который ускоряет и совершенствует ряд процедур.
Предложили отменить 44-ФЗ
В своем обращении Валентина Матвиенко пояснила, отменят ли 44-ФЗ в 2023 году — нет. Речи об отмене положений закупочного законодательства не идет.
«Смысл не в том, чтобы закон прекратил свое действие. А важно — мораторий или оперативные изменения, которые позволили бы максимально сократить сроки закупок, сохранив прозрачность, конкурентность, но убрав все то лишнее, что приводит к полугодичному практически циклу перед выходом на освоение средств», — отметила спикер.
Заявление Валентины Матвиенко про 44-ФЗ 01.02.2023 направлено на оптимизацию процесса торгов. Необходимо использовать положительный опыт, наработанный во время пандемии с учетом ситуации, сложившейся в стране на сегодняшний день.
По замыслу законодателей мораторий на Закон о госзакупках будет действовать не в отношении всего документа, а в части тех процедур, которые тормозят его исполнение и утяжеляют процедуру проведения торгов. Срок его действия определен до завершения специальной военной операции, чтобы быстрее тратить деньги, которые выделяются. Одновременно с этим отмена для применения отдельных положений 44-ФЗ не означает, что структуры и правоохранительные органы перестанут контролировать процесс.
Закпредом Совета Федерации Николаем Журавлевым поручено Правительству РФ подготовить проект закона о моратории на госзакупки до 15 марта 2023 года с той целью, чтобы до завершения военной спецоперации запустить мораторий и разрешить регионам в ускоренном режиме строить инфраструктурные, социальные и другие объекты.
К чему готовиться
Николай Журавлев сообщил, что сенаторами и губернаторами подготовлены предложения и разъяснения о моратории на 44-ФЗ, их разделили на три основных блока:
- продление временных норм, которые хорошо себя зарекомендовали в течение 2022 года;
- мораторий на ряд избыточных норм;
- постоянные изменения норм закона, которые направлены на сокращение этапов, процедур и сроков.
Вот основные новеллы, которые законодатели намерены ввести в процесс госзакупки в 2023 году:
- исключение длительных процедур обжалования на сроки строительства объектов;
- введение новых полномочий регионов по работе с ед. поставщиками с последующими проверками и мерами ответственности;
- расширение полномочий госзаказчиков по отбору более быстрых и простых способов определения поставщика (запросов котировок);
- запуск процедуры отмены обязанности проводить сложные, долгие процедуры (аукционы) и снять лимиты для госзакупок малого объема, т. н. закупки «с полки»;
- ускорить процедуры госзакупок через регистр добросовестных поставщиков и разрешить отторговываться до доведения ЛБО до регионов.
Такие меры позволят госзаказчикам отбирать более сбалансированный способ определения поставщика и сильно сократить сроки закупочных процедур.
09.05.2023 вступает в силу федеральный закон № 154-ФЗ от 28.04.2023, который сенаторы внесли в Госдуму. Этот закон значительно упрощает ряд процедур, связанных с исполнением 44-ФЗ. В частности:
- До 31.12.2026 сняли годовые лимиты для запроса котировок и подняли верхний предел для проведения этой процедуры — до 10 млн рублей.
- Подняли лимит с 3 млн до 5 млн рублей для закупок «с полки» по ч. 12. ст. 93 44-ФЗ, их не учитывают в годовом объеме малых закупок. Общая сумма ограничена 100 млн руб. в год.
- Авансирование. Заказчику предоставили возможность устанавливать разные значения авансов при поэтапном исполнении контракта, а при исполнении контрактов, связанных с подготовкой проектной документации и выполнением инженерных изысканий, заказчику предоставили право вообще отказаться от авансирования.
- Продлили закупки «под ключ». Предоставили возможность заключать контракты полного цикла вплоть до 01.01.2025. По мнению законодателей, благодаря этому сроки возведения капитальных объектов с момента проектирования до момента ввода объекта в эксплуатацию значительно сократятся.
- Если победитель торгов не исполнил контракт из-за обстоятельств непреодолимой силы, ФАС не внесла его РНП и зафиксировала этот факт форс-мажора в решении, то у заказчика появилось право заключить контракт с участником, занявшим второе место.
- Эквивалент. Если комиссия врачей примет решение, то разрешили закупать лечебное питание и медизделия с определенным товарным знаком. Учитывать эквиваленты в таком случае не придется. Список таких медизделий и специализированного лечебного питания зафиксируют в отдельном постановлении правительства.
- Обоснование НМЦК. Заказчикам предоставили возможность самостоятельно определять правила определения и обоснования начальной цены контракта, не опираясь на методические рекомендации.
- Сократили сроки согласования контрактов с едпоставщиком. Теперь ФАС согласует такой договор за 8 рабочих дней вместо 10.
Будет ли мораторий действовать в закупках по 223-ФЗ
Сейчас заявляют только про мораторий на применение отдельных положений по 44-ФЗ. Но не исключаем, что введут одновременно мораторий на 44-ФЗ и 223-ФЗ о закупках отдельными видами юридических лиц.
Когда примут мораторий 44-ФЗ
Ожидалось, что Совет Федерации оформит законодательные предложения к 8 февраля. Но 15 февраля Валентина Матвиенко дала на проработку инициативы еще месяц — до 15 марта. Николай Журавлев озвучил актуальные новости о моратории на 44-ФЗ на сегодня. По его словам, правительством совместно с Минфином и ФАС подготовлен ряд предложений по поводу либерализации части норм закупочного законодательства. Эти предложения находятся в правительстве и проходят этап согласования.
Как отреагировали на предложение ввести мораторий
В Госдуме поддержали предложение Совфеда. Депутат Госдумы Михаил Романов заявил, что такие меры позитивно повлияют на скорость подрядчиков при оказании услуг. Другой депутат Госдумы — Олег Морозов считает: чтобы реализовать предложения по введению моратория на применение отдельных положений в госзакупках в 2023 году, придется скорректировать нормы закона, но перед этим придется проанализировать и риски, к которым такие изменения приведут.
«В связи с событиями в стране нужна гибкость системы и реализации государственных нужд», — подчеркнул глава Нижегородской области Глеб Никитин.
В Министерстве финансов сомневаются в необходимости отмены для применения положений Закона о контрактной системе и считают, что контрактное законодательство обеспечивает работу закупочного процесса в сложных условиях, в том числе и в период проведения военной спецоперации.
В Законе о госзакупках есть все нужные инструменты, которые используют для заключения контрактов в короткие сроки, в т. ч. как в рамках конкурентных процедур, так и без них. Например, на основании решений региональных властей и местных администраций. Есть и приемы для подписания и выполнения обязательств по контракту в пределах ЛБО, поддержки импортозамещения, малого бизнеса, СОНКО, учреждений ФСИН, по оплате контрактов за 7 раб. дн. и т. д.
Регулятор подчеркнул, что отбирают исполнителей госконтрактов, в т. ч. подрядчиков, для работ по строительству в сроки не больше 26 к. дн. — в конкурсах или 18 к. дн. — в аукционных процедурах.
В госзакупках строительных работ проводят процедуру «под ключ» одновременно на работы по проектированию и строительству объекта капстроительства и на оснащение оборудованием, что сильно уменьшает периоды реализации стройпроектов.
А для небольших по объему госзакупок используют запрос котировок, который завершается в срок не более 6 раб. дн.
В завершение следует отметить, что отмены 44-ФЗ в России в 2023 году не ожидается. Позиция законодателей и контролирующих органов в целом единая — необходима реформа закупочного законодательства, направленная на упрощение процедуры, при одновременном сохранении прозрачности торгов и непрерывном контроле за соответствием процедур действующему законодательству.
Читайте также:
Об авторе этой статьи

-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2023.11.28223-ФЗПамятка госзакупщикам: что нужно сделать в декабре по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- 2023.11.28Документы поставщикаКак уведомить заказчика о привлечении подрядчиков к исполнению госконтракта
- 2023.11.22Документы заказчикаИнструкция по закупке бумаги по 44-ФЗ
- 2023.11.22Инструкции для бухгалтераРекомендации по оплате НДС подрядчиками на УСН в рамках 44-ФЗ
А как вы считаете, стоит ждать, что мораторий на госзакупки распространят не только на закупки для важных инфраструктурных объектов, а проверят работоспособность и распространят на все закупки?
Было бы хорошо проводить закупки без сбора КП. Хотя бы в закупках до 1 млн. Сбор КП сильно утомляет(((Ограничение на закупки у ед.поставщика только мешают работать.Мешает ограничение на рост управленческих расходов. Цены выросли а все картриджи, канцелярия и прочие наименования это расходы на Администрацию.