Главная функция комплаенса — обеспечить систему внутреннего контроля и избежать вероятных потерь и рисков. У антимонопольного комплаенса все то же самое, только ограничено рамками законодательства о защите конкуренции.
Что такое антимонопольный комплаенс
Сначала определимся, что такое антимонопольный комплаенс — это, простыми словами, совокупность мер, направленных на соблюдение законодательства в сфере закупок. Это процедуры, обеспечивающие контроль за соответствием ему.
С другой стороны, это применение ответных правовых и административных рычагов со стороны Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных органов в целях предупреждения нарушения законодательства в области торгов и предоставление определенных преимуществ для хозяйствующих субъектов, проводящих эффективную закупочную деятельность.
Он призван поддерживать баланс соблюдения необходимых норм, чтобы представители бизнеса и власти не реализовывали свою деятельность вразрез с законодательством.
Суть и цели антимонопольного комплаенса
Суть антимонопольного комплаенса в муниципальном образовании на уровне субъекта Федерации или на федеральном сводится к следующему:
- выявление рисков нарушения в сфере защиты конкуренции (путем проведения аудита);
- управление этими рисками (принятие соответствующего внутреннего акта, например, положения или политики, подробно описывающих этот процесс);
- осуществление дальнейшего контроля за соответствием своей деятельности требованиям законодательства в сфере защиты конкуренции (своевременное принятие управленческих решений).
Это подтверждается Указом президента России № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и разъяснениями ФАС России № 20 от 02.07.2021 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
При этом, одной из целей функционирования антимонопольного комплаенса является профилактика нарушений законодательства в сфере защиты конкуренции. Другой — обеспечение соответствия деятельности хозяйствующего субъекта требованиям нормативно-правовых актов, действующих в этой области.
Как работает комплаенс в сфере закупок
Существует достаточно много рисков в этой области для участников закупки: и для компаний, и для органов государственной власти (местного самоуправления).
Внедрение системы комплаенса в сфере закупок возможно осуществлять путем комплексной проработки следующих элементов:
- на уровне государства (антимонопольный комплаенс ФАС России): разработка и применение мер, которые смягчают ответственность для государственных компаний и корпораций, включенных в систему антимонопольного комплаенса, изменение механизма контроля и проведения проверок хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения законодательства в этой области;
- на уровне организации: анализ рисков нарушения законодательства в сфере торгов, меры по снижению фактора риска такого нарушения, внутрихозяйственный контроль функционирования системы закупок и соблюдения внутриорганизационных правил такого контроля.
В то же время этапы внедрения антимонопольного комплаенса четко в законодательстве не прописаны. Они определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. В качестве примера предлагаем следующие:
- подготовительный — выявление и всесторонняя оценка возможных рисков;
- принятие акта об антимонопольном комплаенсе (например, установление перечня рисков, методики их выявления и избежания, порядок взаимодействия структурных подразделений в этой области, установление обязанностей и ответственности сотрудников и прочее). Методика выявления риска законодательно также не закреплена и оставлена на усмотрение хозяйствующего субъекта;
- назначение уполномоченных лиц, ответственных за функционирование этого процесса;
- контроль за функционированием установленной процедуры (например, ежегодная разработка плана мероприятий по снижению или устранению рисков с описанием конкретных действий, сроков их исполнения, установлением ответственных лиц и тому подобное);
- оценка эффективности. Эффективность антимонопольного комплаенса оценивается посредством установления ее ключевых показателей (например, снижение количества соответствующих нарушений). Закрепляется в локальном акте (приказе, положении).
В целом, при построении комплексной системы антимонопольного комплаенса следует прорабатывать не только механизмы государственного контроля в сфере защиты конкуренции, но и механизм внутриорганизационного контроля заказчика и общественного мониторинга в этой области.