Комплаенс в закупках — это комплекс мер, который направлен на снижение рисков, предупреждение нарушений и санкций со стороны контрольных ведомств.
Как работает комплаенс-система
Комплаенс буквально означает «соответствие». В закупках — это система самоконтроля, которая направлена на проверку соответствия закупочного процесса требованиям закона, снижение рисков, уровня нарушений и противодействие коррупции. Реализация комплаенс-системы предусматривает:
- Выявление зоны рисков.
- Оптимизацию закупочного процесса, которая охватывает:
- все этапы — от планирования закупок до оплаты договора;
- автоматизацию и разграничение рабочих процессов;
- разработку четких и ясных критериев по отбору поставщиков;
- использование надежных и эффективных информационных систем.
- Создание благонадежной атмосферы внутри компании, при которой каждый сотрудник вне зависимости от должности считает, что нарушение — это неприемлемо и не эффективно (для него лично и для организации в целом).
- Оценку эффективности системы самоконтроля.
Какие есть риски для компаний
Основные риски, с которыми сопряжен закупочный процесс, связаны с нарушением законодательства сфере закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ), нарушением конкуренции (135-ФЗ) и эффективности закупочного процесса. Вот общая классификация комплаенс-рисков в закупках, которых можно избежать при введении самоконтроля:
- Потери в денежном эквиваленте: пени, штрафы, упущенная прибыль и проч.
- Репутационные. Например: при внесении в РНП компания не только несет финансовые потери от невозможности заключить новые госконтракты, но и приобретает репутацию ненадежного поставщика, с которым не стоит связываться.
- Административные, которые включают в себя наложение различного рода ограничений. Пример: приостановка деятельности до устранения нарушений.
- Риск уголовной ответственности. Когда руководству или сотрудникам компании грозит ответственность куда более серьезная, чем наказание рублем или административные ограничения.
- Кадровые. В этом случае организация не только терпит убытки, но и лишается сотрудников, которые задействованы на ключевых постах из-за их отстранения от исполнения служебных обязанностей вследствие нарушения.
Как их минимизировать при заключении госконтрактов
Организация системы внутреннего аудита способна снизить риски и потери компании при заключении контрактов, так как система комплаенс и риски в закупочной деятельности тесно взаимосвязаны. Пошаговая инструкция, как реализовать комплаенс-систему на практике:
Шаг 1. Назначить сотрудника, который отвечает за реализацию мер.
Шаг 2. Разработать положение, которое включает в себя:
- методику выявления рисков и их оценки;
- комплекс мер, который позволит минимизировать потери.
Шаг 3. Проинформировать сотрудников компании о введении комплаенс-системы.
Шаг. 4. Провести комплексный анализ системы закупок предприятия, который позволит выявить болевые точки, например:
- завышение цен на товары;
- дефицит бюджета закупок;
- срывы сроков поставок;
- нарушения при заключении контрактов;
- наличие штрафов и иных санкций, которые были применены по отношению к предприятию контрольными органами;
- иные проблемы.
Шаг 5. Определить пути повышения эффективности закупочного процесса, снижения количества нарушений, рисков и возможных потерь.
Шаг 6. Реализовать на практике меры, которые были разработаны.
Шаг 7. Оценить эффективность мероприятий, которые были проведены. Ключевой критерий — изменение ситуации по проблемам, которые были выявлены при комплексном анализе.
Компания вправе направить в ФАС положение о комплаенс-системе, приказы, которые его утверждают и иные правовые акты, чтобы ведомство сформировало заключение о соответствии этих документов требованиям антимонопольного законодательства (33-ФЗ от 01.03.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»).
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О разъяснении вопросов, которые связаны с внедрением ОИВ субъектов антимонопольного комплаенса | Письмо ФАС №СП/13794/19 от 25.02.2019 |
Об авторе этой статьи
-
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)
В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.
Другие публикации автора
- 2024.01.16НовичкамМожно ли узнать, кто подал заявку на электронный аукцион
- 2023.12.28223-ФЗИнструкция по регистрации на площадке РТС-тендер для работы по 223-ФЗ
- 2023.11.30Инструкции для бухгалтераИнструкция по взысканию пеней и штрафов по 44-ФЗ
- 2023.11.29Торговые площадкиКак поставщику зарегистрироваться на площадке «Заказ.РФ»