Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ — это ограничения для заказчиков, не позволяющие закупать товары работы или услуги с повышенными потребительскими свойствами или по неадекватной для них цене. Они введены, чтобы обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.
Скачать Постановление правительства №926 от 02.09.2015 об общих правилах определения требований к закупаемым заказчиками товаров, работ, услуг |
Скачать Постановление правительства №927 от 02.09.2015 об определении требований к закупаемым заказчиками товаров, работ, услуг |
Скачать Постановление правительства №479 от 19.05.2015 о требованиях к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании |
В чем заключается суть
Один из базовых принципов контрактной системы в РФ — обеспечение эффективности расходования денег из бюджетов всех уровней. Это правило объясняет, с какой целью предусмотрено нормирование закупок — не допустить закупку заказчиками товаров:
- по завышенной цене;
- с неадекватными потребительскими свойствами.
Например, исключено приобретение предметов роскоши.
Основная задача этой системы — обеспечить идеальный баланс между потребностями заказчиков, которые обеспечиваются с помощью закупок, и экономным отношением к бюджетным средствам.
В системе устанавливаются:
- требования к товарам, работам и услугам, которые покупают заказчики. В том числе регулируются их потребительские свойства и предельная стоимость;
- нормативные затраты на обеспечение деятельности заказчиков.
Как организована система
Базовым документом в сфере нормирования закупок является Федеральный закон №44-ФЗ. В ст. 19 этого закона дано определение, указано, кто устанавливает правила нормирования в сфере закупок и описана его система.
В России принято 3 уровня регулирования:
- Правительство определяет общие правила, обязательные для всех заказчиков на территории страны. В компетенцию правительства входит регулирование общих требований к документам, издаваемым в этой области, установление требований к отдельным видам ТРУ, в том числе к их предельной стоимости, формирование нормативных затрат на обеспечение работы госорганов.
- Ведомственный уровень включает правительство и региональные власти и местные администрации. Эти органы конкретизируют общие правила, издаваемые ими документы распространяются на все органы власти, находящиеся в их ведении.
- Отраслевой уровень, предельно конкретизированный, находится в ведении отдельных органов государственной и местной власти. Они разрабатывают правила для своих подведомственных учреждений.
Пример распоряжения на утверждение правил нормирования:
Какие установлены правила
Разрабатывая нормативные акты в этой сфере, следует помнить о таких правилах:
- на ведомственном и отраслевом уровне учитывают положения всех вышестоящих уровней. Например, разрабатывая ведомственный перечень закупаемых товаров, работ и услуг, необходимо учитывать положения Общего перечня, утвержденного правительством. Ведомственный список включает в себя все ТРУ из Общего перечня, а устанавливаемые в нем характеристики не превосходят те, что установлены правительством. Так, если на федеральном уровне установлена предельная цена на тот или иной товар, предельная цена на тот же товар в ведомственном перечне допускается меньше, но не больше;
- нормативные расходы на обеспечение функционирования госорганов рассчитываются на основании установленной правительством методики, и только если в ней отсутствует принцип расчета норматива по конкретному товару, он рассчитывается разработчиком документа самостоятельно.
Документы подлежат обязательному общественному обсуждению. Для этого разработчик документа публикует его проект в ЕИС. Обсуждение длится не менее пяти рабочих дней.
Часть 6 статьи 19 44-ФЗ уточняет, подлежат ли размещению в единой информационной системе правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг — да подлежат. Правила публикации документов в ЕИС описаны в постановлении правительства №479 от 19.05.2015. В нем сказано, что в результате общественного обсуждения проекта заказчик вправе внести в документ изменения, и в какой срок со дня принятия правовые акты по нормативным затратам и требованиям должны размещаться в ЕИС — в течение семи рабочих дней.
Обнародование принятых документов — это обязанность субъектов, которые эти документы разрабатывают. В случаях, когда орган, размещающий правила нормирования, пренебрегает этой обязанностью, его привлекают к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ. А несоблюдение требований нормирования чревато для заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Контроль за их соблюдением осуществляют органы внутреннего финансового контроля.
Как использовать документы нормирования
Одна из обязанностей всех заказчиков при планировании своей закупочной деятельность — это проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок, которые на данного заказчика распространяются. Получить актуальную информацию о действующих в отношении себя правилах заказчик вправе напрямую от своего учредителя — главного распределителя бюджетных средств, в ведении которого находится заказчик. Либо необходимая информация доступна в ЕИС, в меню «Планирование» на главной странице портала, а затем на вкладке «Правила нормирования в сфере закупок».
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Утверждайте характеристики, отличные от предусмотренных в основном перечне, но не забудьте в ведомственный перечень включить обоснование таких действие. В ведомственный перечень включайте и иные товары (работы, услуги).
Нормативные затраты не утверждайте в отношении товаров (работ, услуг), которые не закупают федеральный госорган, его территориальные органы и подведомственные ему казенные учреждения. Такие затраты утверждайте для товаров (работ, услуг), полномочия по закупке которых федеральный госорган передал подведомственным учреждениям. |
Письмо Минфина №24-01-06/61190 от 13.08.2019 |
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ