Предельная цена договора — это максимальная стоимость товара, работы или услуги, приобретаемых заказчиком, которую он вправе установить. Такая форма нормирования закупок возникла, чтобы не допустить нерационального расходования бюджетных средств, покупки товаров по завышенной стоимости.
Общие правила определения предельной стоимости
Важнейшей целью введения существующей системы госзакупок является максимально экономное и разумное расходование бюджетных средств. Для этого, в частности, устанавливаются предельно допустимые цены при закупке за бюджетные средства и базовые характеристики товаров. Это особенно касается дорогих объектов, таких как автомобили или компьютеры.
Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 №927 устанавливает требования к товарам и их максимальную стоимость для нескольких групп объектов, в числе которых:
- компьютеры;
- автомобили;
- деревянная офисная мебель;
- и др.
Помимо федерального правительства, к числу тех, кто устанавливает конкретные требования к товарам, работам, услугам, в том числе предельные цены и норм. затраты, относятся отдельные высшие органы исполнительной власти, органы отдельных регионов и местные администрации. Они разрабатывают собственные списки закупаемых товаров, работ и услуг и требования к ним, в том числе максимальную стоимость. Ведомственным спискам обязаны следовать как сами органы, их принявшие, так и их подведомственные организации.
При разработке ведомственных списков органы власти руководствуются Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 №926, где установлены общие правила, применяемые при формировании требований к ТРУ, и разработанными ими собственными правилами определения требований к ТРУ.
Ведомственные списки устанавливают максимальную стоимость закупаемых объектов — заказчики, которые обязаны руководствоваться этими списком, не вправе закупать указанные ТРУ по стоимости выше приведенных в нем, минимально допустимая цена нормативно не устанавливается — заказчики вправе закупать ТРУ так дешево, как это только возможно.
Ведомственные перечни
Ведомственные списки содержат характеристики объектов, которые закупаются заказчиками и требования к предельным ценам отдельных видов товаров, определенные в соответствии с общими правилами, установленными правительством и собственными ведомственными правилами.
Составляя ведомственные списки, заказчики обязаны исходить в том числе из таких правил:
- товары, на которые государство устанавливает предельно допустимые цены, называются в ведомственных перечнях в обязательном порядке. То есть в него необходимо включить все ТРУ, перечисленные в Постановлении №926;
- ведомства вправе добавлять в собственные перечни дополнительные, закупаемые ими ТРУ;
- при описании ТРУ в перечне заказчики исходят из принятых технических регламентов, стандартов, недопустимо установление характеристик, противоречащих текущему законодательству;
- при описании ТРУ, которых нет в правительственном перечне, заказчики обязаны указывать их таким образом, чтобы это не приводило к ограничению конкуренции;
- заказчики вправе, описывая ТРУ из правительственного перечня, отклоняться от характеристик, указанных в нем, такое отклонение обосновывается.
При установлении предельных стоимостей, как это сделано в правительственном перечне, заказчики вправе устанавливать градацию значений в зависимости от уровня должности лица, которому приобретается объект. Например, автомобиль, закупаемый для использования руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, дороже, чем для чиновника рангом ниже.
Помимо ведомственных перечней, основанных на правительственном, отдельные ведомства издают бюллетени рекомендуемых предельных цен на закупаемые ТРУ. Например, бюллетень предельных цен на май 2020 года, утвержденный правительством Нижегородской области, включает в себя 199 наименований, регулярно закупаемых его подведомственными учреждениями:
Пример из практики
Один из объектов, названных в правительственном перечне, — мобильные телефоны. Федеральным правительством допускается их закупка по цене не выше 15 000 рублей для руководителя, не выше 10 000 для помощников и не более 5 000 рублей — для специалистов. Комитет по туризму администрации Ленинградской области приказом №6 от 01.11.2019 принял ведомственный перечень товаров работ услуг по 44-ФЗ, где в п. 1 описал технические требования к закупаемым телефонам и их максимальную стоимость. В части стоимости Комитет последовал за федеральным правительством, установив те же значения в 15 000, 10 000 и 5 000 рублей.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О нормировании закупок и о поставке товаров с улучшенными характеристиками |
Письмо Минфина №24-01-06/47054 от 27.06.2019 |
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ