Запреты в госзакупках — это форма поддержки государством российских производителей. В 44 ФЗ приводятся правила импортозамещения, обязательные для заказчиков.
Правительство РФ приняло ряд мер, способствующих развитию российской экономики, поддержке национальных товаров и защите рынка внутри страны. Одной из них является запрет на закупку в рамках 44 ФЗ муниципальными и госзаказчиками товаров импортного производства, относящихся к определенным секторам экономики. Существуют и прочие ограничения, например, на заказ неэффективных источников света, в том числе запрет на закупку люминесцентных ламп. Разберем, какие сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров и расскажем о последовательности действий госзаказчика, если лоты попадают в сферу действия таких ограничений.
Где именно введены запреты
В ст. 14 закона о госзакупках говорится, что Правительство РФ может выпускать нормативные акты, запрещающие допуск на российский рынок импортных товаров, а также услуг и работ, выполняемых иностранными лицами. На текущий момент действуют шесть таких постановлений для сфер:
- машиностроения — Постановление № 656 от 14.07.2014;
- легкой промышленности — Постановление № 791 от 11.08.2014;
- программного обеспечения — Постановление № 1236 от 16.11.2015;
- продукции оборонного значения — Постановление Правительства 9 от 14.01.2017;
- мебельного производства — Постановление № 1072 от 05.09.2017;
- станкоинструментальная промышленность — Постановление № 239 от 07.03.2019.
Если у заказчика выставлены на торги заказы, подпадающие под действие вышеперечисленных актов, то ему следует отклонять те заявки, к поставке в которых предлагается зарубежная продукция. Для стран ЕАЭС (России, Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана) делается исключение из этого правила.
Запреты для сферы машиностроения
Это ограничение включает в себя большой перечень товаров, в числе которых:
- строительная техника: тракторы, катки, различные погрузчики, бульдозеры, экскаваторная техника и грейдеры;
- транспорт для перевозки людей: троллейбусы, автобусы и автомобили;
- специальный транспорт: автомобили для пожарных отделений, машины скорой помощи, транспорт для полиции и аварийно-спасательных служб;
- прочий автотранспорт.
Есть исключения, когда перечисленные товары импортного происхождения все же возможны к закупке:
- Если производство осуществлялось в рамках специального инвестиционного контракта (аб. 2 пп. «а» ПП № 656). Здесь документом-подтверждением выступает копия такого контракта.
- Когда отсутствуют аналоги национального производства, а сама продукция соответствует российским требованиям к таким изделиям, перечисленным в ПП № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, наличие сервисных центров в странах ЕАЭС и др). В качестве подтверждающего документа должен прилагаться акт экспертизы, выдаваемый уполномоченным на то органом государства — участника ЕАЭС.
Эти запреты недействительны для дипломатических учреждений и консульств, если заказы выполняются не на территории России.
Нормативно-правовой акт | ПП № 656 от 14.07.2014. |
---|---|
Когда применяется | Для конкурентных процедур и заказов у единственного поставщика. |
Как применяется | Есть запрет на приобретение импортной продукции. |
Что прикладывается к заявке | Можно приложить один из этих документов:
|
Включается ли в закупку продукция как не входящая в НПА, так и входящая в НПА | Это не рекомендовано, но и не запрещено. Если такое совмещение будет, то нужно приготовиться к подтверждению технологической и функциональной взаимосвязи товаров. |
Запрет для сферы легкой промышленности
Этим запретом устанавливаются ограничения при закупках продукции легкой промышленности и соответствующих услуг по ее прокату, а именно:
- текстильных тканей;
- одеял;
- постельного белья;
- столовой продукции;
- туалетной;
- ковров и прочего.
Существуют два списка: один — для федеральных нужд, а другой — для удовлетворения потребностей субъектов Федерации и муниципалитетов. В федеральном списке охвачено большее число номенклатурных групп.
В качестве дополнительных требований к поставщикам предъявляются не только производство самой продукции на пространстве ЕАЭС, но и применение в этом процессе полуфабрикатов и материалов тоже из стран ЕАЭС. Например, при покупке постельного белья нитки, которые использовались в его производстве, также не должны быть импортными.
В качестве документа для подтверждения может выступать декларация поставщика со страной происхождения. Одно исключение сделано для случая, когда такая продукция вообще не производится на пространстве ЕАЭС. Подтверждающее заключение выдается Министерством промышленности и торговли России.
Нормативно-правовой акт | ПП № 791 от 11.08.2014. |
---|---|
Когда применяется | Запрет на покупку иностранной продукции по списку действует при заказе у единственного поставщика и организации конкурентных процедур. Имеется дополнительное требование: нужно использовать все материалы отечественного происхождения (стран ЕАЭС) в конкурсах: с ограниченным участием; закрытых с ограниченным участием, двухэтапных; закрытых двухэтапных; аукционов (в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ). Исключение: ПП № 791 не используется для случая, когда у заказчика имеется заключение Минпромторга об отсутствии на пространстве России производства подобных товаров из списка (в соответствии с Приказом Минпромторга № 1776 от 10.09.2014). |
Как применяется | Есть запрет на приобретение импортной продукции. Предусмотрено дополнительное требование: применение в процессе производства только отечественных материалов, а также полуфабрикатов (ЕАЭС). |
Что прикладывается к заявке | Декларация со страной происхождения таких товаров, а также всех полуфабрикатов и материалов, которые использовались при их производстве (в произвольной форме). |
Включается ли в закупку продукция как не входящая в НПА, так и входящая в НПА |
Не рекомендовано, но возможно. При таком совмещении нужно быть готовым предоставить подтверждающие документы о функциональной и технологической взаимосвязи товаров в заказе. |
Запрет на приобретение зарубежного софта
Законодатели наложили запрет на закупку иностранного программного обеспечения. В Министерстве связи и массовых коммуникаций России ведется единый реестр отечественных программ и ПО стран ЕАЭС. Если у заказчика в планах заказ программного обеспечения и в этом реестре есть сведения о евразийских и национальных программах по функциональности соответствующих требованиям к закупке, то нельзя покупать аналоги импортного происхождения.
В качестве подтверждающего документа может выступать декларация компании-поставщика. Актуальный реестр размещается на официальном портале Минсвязи.
Нормативно-правовой акт | ПП № 1236 от 16.11.2015. |
---|---|
Когда применяется |
При участии в любых конкурентных процедурах и заказах у единственного поставщика. Есть исключение: если компания-закупщик подготовила и включила в документацию обоснование о невозможности соблюдения этого правила. Есть ограничение на заказ импортных товаров. |
Как применяется |
Есть ограничение на заказ импортных товаров. |
Что прикладывается к заявке | Ничего. Подтверждение происхождения ПО производится по сведениям из реестра. |
Включается ли в закупку продукция как не входящая в НПА, так и входящая в НПА |
Это не запрещается, но не рекомендовано. При совмещении готовьтесь к подтверждению технологической и функциональной взаимосвязи продукции. |
Ограничения для оборонной продукции
Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает также перечень продукции, необходимой для оборонных нужд страны. Исключение — отсутствует производство таких товаров на пространстве государств ЕАЭС. Есть Постановление 9 от 14 января 2020 года, в нем в качестве такой продукции называют:
- автотранспорт и автомобили;
- запрет на закупки авиационных изделий и прочей техники (например вертолетов);
- продукцию, изготавливаемую из пластмассы;
- текстиль;
- технику для строительства: катки, грейдеры, различные бульдозеры, отвалы;
- известняк, песок, камень и т. п.
Список состоит из полного наименования продукции и специального кода по ОКПД 2. Например, Постановление Правительства РФ 9 п. 42 — продукция круги отрезные (код 23.91.11.150).
Нормативно-правовой акт | ПП № 9 от 14.01.2017. |
---|---|
Когда применяется |
При организации процедур конкурентного характера и заказов у единственного поставщика для выполнения государственных программ; долгосрочных федеральных целевых программ в сферах безопасности и обороны; госпрограмм по вооружению; прочих мероприятий по ГОЗ; закупок ТРУ для заказчиков, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением обороны России и безопасностью государства. Есть исключения: они перечисляются в п. 4. Так, например, ограничивающие правила не действуют, если необходимо обеспечивать взаимодействие закупаемой продукции с товарами, которые уже использует компания-заказчик, а также в отношении закупки запчастей и т. д. |
Как применяется |
Запрещена к закупке любая иностранная продукция. Исключение: на территории стран ЕАЭС нет производства товаров такого рода. До 16.01.2020 действовал запрет на заказы импортной продукции (включая производителей из стран ЕАЭС), если она указана в приложении к Постановлению № 9. В этом списке инструменты, станки, автотранспортные средства, электрооборудование, товары легкой промышленности, а также спецтехника и стройматериалы. |
Что прикладывается к заявке |
Необходимо предоставить подтверждение выпуска промышленных товаров на территории РФ. Его может выдать Минпромторг по правилам, определенным в ПП № 719. |
Включается ли в закупку продукция как не входящая в НПА, так и входящая в НПА |
Нет, включать нельзя. |
Запрет на закупки импортной мебели
В ПП № 1072 от 05.09.2017 установлен запрет на приобретение мебели импортного производства вне зависимости от материалов, из которых она изготовлена: дерева, пластмассы или металла. В этот же список включена и мягкая мебель, в том числе матрасы, кушетки и софы с каркасом из дерева. Ограничение установлено вплоть до 01.12.2019, но имеются исключения:
- для мебели, произведенной в странах — участниках ЕАЭС;
- если закупка такой мебели выполняется по специальному инвестиционному контракту;
- если изделия не имеют аналогов в странах ЕАЭС, а также соответствуют требованиям из ПП № 719.
Кроме того, есть дополнительное требование в отношении деревянных плит, из которых выполняется сборка мебели. Они тоже должны быть выполнены из полуфабрикатов и материалов в государствах ЕАЭС.
Нормативно-правовой акт |
ПП № 1072 от 05.09.2017. |
---|---|
Когда применяется |
Это ограничение действует, начиная с 01.12.2017 вплоть до 01.12.2019. Существует запрет на любые конкурентные процедуры и контракты с единственным поставщиком. В качестве дополнительного требования указано, что необходимо использование отечественных материалов из стран ЕАЭС в конкурсах с ограниченным участием, в том числе и закрытых, а также при организации двухэтапных и закрытых двухэтапных процедур, различных аукционов (по ч. 2 ст. 31 44-ФЗ). |
Как применяется |
Есть ограничение на приобретение импортной продукции (за исключением производства стран ЕАЭС). Из дополнительных требований — использование национальных материалов (ЕАЭС) из п. 1 и п. 2 перечня, когда есть производство товаров из п. 4-6 и 12-28. |
Что прикладывается к заявке |
Следует приложить любой документ из п. 2-4 критериев, утвержденных ПП № 550 от 10.05.2017: копию СПИК и специальное заключение Минпромторга о выполнении обязательств, сертификат СТ-1 (он выдается ТПП), акт экспертизы (также выдается ТПП). |
Включается ли в закупку продукция как не входящая в НПА, так и входящая в НПА |
Это не запрещается, но не рекомендовано. Если такое совмещение есть, то приготовьтесь предоставить подтверждение, свидетельствующее о технологической и функциональной взаимосвязи входящих в закупку товаров. |
Запрет на закупку станков
Запрещено покупать иностранные товары станкоинструментальной промышленности (кроме ЕАЭС).
Нормативно-правовой акт |
ПП № 239 от 07.03.2019. |
---|---|
Когда применяется |
Это ограничение действует с 11.03.2019. |
Как применяется | В конкурентных процедурах, а также закупках у единственного поставщика для выполнения мероприятий госпрограмм в области обороны страны и безопасности государства, госпрограммы вооружения, других мероприятий в рамках гособоронзаказа, а также закупки ТРУ для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не применяется, если есть разрешение Минпромторга. |
Что прикладывается к заявке |
Документы не нужны. Подтверждают происхождение товара сведения из реестра российской станкоинструментальной продукции или реестра евразийской станкоинструментальной продукции. |
Запрет на покупку турецких товаров
Отдельно выделен запрет на турецкие товары 44 ФЗ либо контролируемые гражданами ТР.
ПП № 1457 от 29.12.2015 уже утратило силу. До этого, начиная с 2016 года, все турецкие работы и услуги, закупка которых необходима для нужд государства, находились под запретом. Начиная с 31.05.2017, Указом Президента № 244 такие меры были отменены.
Но все еще продолжают действовать запреты на турецкую продукцию по ПП № 1296 от 30.11.2015. В нем установлен запрет на ввоз в Россию некоторой сельскохозяйственной продукции, произведенной в Турецкой Республике (в списке остались только свежие и охлажденные томаты).
Разъяснения по запретам
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
При применении запретов нужно руководствоваться как кодом закупаемого товара по ОКПД 2, так и наименованием вида товара | Письмо ФАС № 17/25505/19 от 29.03.2019 | |
Если есть вопросы, которые связаны с процедурой получения заключения или механизмом реализации Постановления № 791 от 11.08.2014, нужно обратиться в Минпромторг по телефону 495-632-88-32 или по электронной почте: GrigoryevaLU@minprom.gov.ru к ответственному секретарю Комиссии по выдаче заключений Григорьевой Людмиле Юрьевне | Письмо Минпромторга № ЕВ-12216/08 от 02.03.2016 |
Нормативно-правовые документы, в которых установлены запреты
ПП № 9 от 14.01.2017 |
|
ПП № 656 от 14.07.2014 | |
ПП № 791 от 11.08.2014 |
|
ПП № 1236 от 16.11.2015 |
|
ПП № 1072 от 05.09.2017 |
|
ПП № 1296 от 30.11.2015 |
|
ПП № 239 от 07.03.2019 |