По решению руководителей госорганов различного уровня до 31 декабря 2022 года, госзаказчики вправе не учитывать установленные максимальные цены государственных закупок. Однако эти правила распространяются не на все товары, работы, услуги.
Как работают новые требования к предельным стоимостным характеристикам госзакупок
Такое правило установлено постановлением Правительства РФ № 1051 от 09.06.2022. В соответствии с Общими правилами, утвержденными ПП № 926, компетентными государственными органами устанавливается предельно допустимая максимальная цена, выше которой продавец не имеет права легально поднимать цену на свою продукцию, предлагать свою продукцию в рамках закупочной процедуры. К числу тех, кто устанавливает конкретные требования к товарам, работам и услугам, относятся отдельные высшие органы исполнительной власти, органы отдельных регионов и местные администрации.
Органы исполнительной власти разрабатывают ведомственные списки закупаемых ТРУ и требования к ним, в том числе их максимальную стоимость. Заказчики обязаны руководствоваться этими списками и не вправе закупать указанные ТРУ по стоимости выше приведенных в них, таким образом, при осуществлении закупки предельная цена не может быть выше установленных нормативных значений. Такая форма нормирования возникла, чтобы не допустить нерационального расходования бюджетных средств, покупки товаров по завышенной стоимости. Чтобы не допустить ошибок при нормировании закупок, воспользуйтесь приведенной инструкцией.
Заказчики вправе устанавливать градацию значений предельных стоимостных характеристик в зависимости от уровня должности лица, которому приобретается объект. Например, автомобиль, закупаемый для использования руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, дороже, чем для чиновника рангом ниже.
До конца 2022 года заказчики имеет возможность игнорировать запрет в отношении установления максимальной цены по постановлению правительства 1051. Такая мера направлена на стимулирование участников закупок в условиях сложной экономической ситуации и позволит продолжить осуществлять необходимые процедуры, если фактическая стоимость единицы товара, работы и услуги превышает предельную, установленную ранее в ведомственном перечне. Даже если стоимость объекта торгов превышает максимальную стоимость, закупка состоится, то есть до 2023 года можно не ориентироваться на предельные цены нормирования. Заказчик вправе осуществлять такие закупки только в случае принятия соответствующего решения управомоченными на то органами исполнительной власти. Определение и обоснование НМЦК осуществляются заказчиком в общем порядке в соответствии с правилами определения предельной цены по 44-ФЗ.
На какие закупки не распространяются изменения
Решение о временном освобождении заказчиков от обязанности руководствоваться предельными стоимостными значениями принимается в отношении заказчиков, осуществляющих закупки любых ТРУ, за исключением отдельных их видов. Не все поставщики имеют возможность использовать такие преференции. ПП № 1084 установлены соответствующие положения о предельных ценах на следующие позиции:
- услуги и средства связи;
- компьютеры и ноутбуки;
- автомобили.
В отношении этих видов товаров и услуг введен действующий на постоянной основе механизм индексации. Руководители федеральных государственных органов вправе принимать решения об изменении указанных нормативов в пределах значения соответствующего индекса по информации, предоставленной Росстатом. Чтобы рассчитать, какова максимальная стоимость соответствующего товара, воспользуйтесь приведенной формулой:
Значение индекса постоянно меняется. В основном это связано с изменением уровня инфляции и в связи с иными социально-экономическими факторами. Логично предположить, что нормы цен на товары 2018–2022 годов изменились кардинально.
К примеру, индекс, используемый для возможного изменения норматива стоимости в апреле 2022 г., определяется путем умножения соответствующего значения по состоянию на 1 января 2022 г., предусмотренного постановлением № 1084, на значение индекса по итогам I квартала 2022 г. (январь — март).
Следует обратить внимание на то, что гарантированная правительством минимальная цена объекта закупки законодательно не установлена. Это связано с тем, что заказчик заинтересован в приобретении товаров/услуг на максимально выгодных условиях.
Об авторе этой статьи
-
Юрист с 20-ти летнем стажем.
С 2020 года занимаюсь госзакупками по 44-ФЗ со стороны поставщика.
Работаю в строительной сфере, поэтому накопил большой опыт именно в таких закупках.
Другие публикации автора
- 2023.11.24Казначейское сопровождениеКазначейство разъяснило, как оплачивать контракты с казначейским сопровождением
- 2023.06.30Документы поставщикаКакие договоры подойдут для подтверждения опыта соответствия участника дополнительным требованиям
- 2023.05.25РеестрыКак работать с РНП по 223-ФЗ
- 2023.04.28Документы поставщикаИнструкция: как производится расчет рейтинга деловой репутации поставщиков