Главный распорядитель бюджетных средств — это учреждения, регулирующие направления денежных потоков. Они отвечают за распределение ассигнований, следят за своевременностью, полнотой и эффективностью их использования.
Кем являются ГРБС
В ст. 6 БК РФ приводится расшифровка, что такое ГРБС в бюджете: они представляют собой ключевых участников бюджетного процесса, в обязанности которых входит распределение денежных потоков федерального, муниципального и местного уровня.
Ст. 158 БК РФ уточняет, чем занимаются главные распорядители бюджетных средств, кто они и какой орган перечисляет денежные средства ГРБС: им отводится роль посредников при исполнении разного рода программ государственного, муниципального уровня и прочих целевых программ. Учреждения занимаются планированием, распределением и контролем исполнения расходных программ. ГРБС должны действовать исключительно в границах бюджетного законодательства. Распределители учреждают автономные, казенные и бюджетные организации.
Письмо Минфина №02-06-10/36570 от 30 апреля 2020 года разъясняет, может ли ГБРС выступать в роли получателя бюджетных средств: да, если получает финансирование от вышестоящих организаций. В этой ситуации учреждение ведет единую Главную книгу, являясь получателем средств из бюджета и одновременно распорядителем (см. Инструкцию №157н в приказе Минфина от 01 декабря 2010 года), и заполняет отчетность по форме 0503127.
Государственные инстанции, местные органы здравоохранения, культуры — все это примеры ГРБС. Их основные задачи:
- обеспечивать эффективное расходование ассигнований из бюджета подведомственными организациями;
- контролировать целевое исполнение;
- формировать и следить за исполнением подведами государственных (муниципальных) заданий;
- осуществлять финансовый контроль;
- консолидировать промежуточную и итоговую отчетность.
В ст. 158 БК РФ написано про полномочия ГРБС, эти учреждения:
- Следят за результативностью, адресностью и целевым исполнением средств из бюджетов.
- Занимаются ведением реестра расходных обязательств.
- Составляют планы расходов и обоснования по ассигнованиям. Занимаются формированием и утверждением государственных и муниципальных заданий.
- Делают бюджетную роспись и лимиты обязательств.
ГРБС должны заполнять специальную отчетность.
Роль распорядителей в госзакупках
Распорядители играют важную роль и в закупочной деятельности подведомственных им организаций. Вот чем заняты ГБРС в закупках по 44-ФЗ:
- выступают в качестве закупщиков;
- планируют заказы и согласовывают планы-графики госзаказов;
- выполняют нормирование закупок.
Прежде всего ГБРС отвечают за плановый процесс. Их информируют об общих объемах средств бюджета и целевых аспектах расходования денег из сформированного на период бюджета. Главные распорядители занимаются составлением бюджетной росписи и доводят ее до подведомственных организаций. ГБРС распределяют суммы по источникам и направлениям.
Затем наступает очередь планирования — распорядители составляют планы-графики госзакупок. Согласно БК РФ финансирование ГРБС — это средства, которые адресно выделяют получателям, чтобы те реализовывали свои уставные цели и проводили закупки, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.
У казенных и бюджетных учреждений ведомственная подчиненность иногда становится другой. В ст. 154 закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года написано, кто меняет ГРБС подведов: инициируют этот процесс государственные органы и органы местного самоуправления. В закупочной деятельности такая замена оказывает влияние только на уровень бюджета, откуда выделяются средства на госзаказы.
Примеры нормирования
Рассмотрим нормирование, которое выполняет ГРБС, на примере.
Формула для расчета затрат на оплату услуг связи, разработанная главным распорядителем, выглядит так:
Где:
- Qi сот — число абонентских номеров пользователей, подключенных к этой сети по i-й должности;
- Pi сот — цена услуги за один месяц;
- Ni сот — число месяцев, в течение которых услуга предоставлялась.