Централизованная закупка по 44-ФЗ — это торги, которые проводит одна уполномоченная организация для группы заказчиков.
Преимущества и недостатки централизации
В ст. 26 44-ФЗ указано, что централизация закупок — это приобретение товаров, работ и услуг для нескольких заказчиков одним центральным уполномоченным органом. Передавать полномочия на закупки центру вправе:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- администрации;
- государственные и муниципальные казенные учреждения;
- государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
Абсолютно все централизованные закупки, сущность, порядок организации и проведения регулируются ст. 26 44-ФЗ и региональными постановлениями. Выделяют два вида централизации:
- Базовую (ч. 1 ст. 26). В этом случае центр ведет всю административную деятельность, а заказчики проводят подготовку к торгам — обосновывают НМЦК, формируют документацию, готовят проект контракта и заключают соглашение с поставщиком.
- Расширенную (ч. 2, 3 ст. 26). Центр выполняет все обязанности по закупке — от планирования до приемки заказа и взаиморасчетов с поставщиками.
Централизация имеет следующие преимущества:
- достижение высокого уровня прозрачности и продуктивности госзакупок;
- снижение издержек на содержание отдела закупок в каждой подведомственной организации;
- уменьшение расходов на ведение госзаказа;
- рост знаний и профессиональных навыков у заказчиков;
- снижение рисков обжалования закупочных процедур, повышение качества закупок;
- снижение коррупции;
- уход от возможного конфликта интересов;
- экономия бюджета;
- создание общей региональной политики по закупкам.
Очевидные минусы — это увеличение объема работы для поставщика и сроков исполнения контрактов.
Такие консолидированные закупки проводятся и по 223-ФЗ. Но в законе №223 нет нормативного регулирования централизации, поэтому заказы проводятся по опыту контрактного законодательства.
Как провести централизацию закупок: пошаговая инструкция
Шаг 1. Разработать и согласовать норматив проведения консолидированных госзакупок. Выделить уполномоченный орган по закупкам на планирование и осуществление торгов, то есть центр.
Шаг 2. Разграничить заказы. Определить, какие госзакупки проводятся через центр, а какие — самостоятельно каждым заказчиком. Критерий для разграничения — ценовой порог.
Шаг 3. Заключить соглашение между центром и подведомственными организациями. При этом порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами определяется соглашением о наделении полномочиями по проведению торгов.
Шаг 4. Закрепить правила проведения и формат соглашения о совместных заказах.
Шаг 5. Создать и подписать типовое положение о госзакупках. Утвердить единые формы для всех закупочных документов — заявок, техзаданий, документации, контрактов и протоколов.
Шаг 6. Разработать и применить на практике локальные информационные и аналитические системы. Интегрировать их в ЕИС, торговые площадки и бюджетные системы. Закрепить случаи, когда при наличии центра торгов учреждение не занимается АИС (автоматизированной информационной системой) и когда в такой системе обеспечивается проведение закупок у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Шаг 7. Обеспечить координацию работы центра с подведомственными организациями.
Шаг 8. Утвердить порядок контроля и мониторинга центром работы каждого заказчика. Соблюдать соответствие централизованной закупочной деятельности законодательным нормативам.
Шаг 9. Разработать методические рекомендации и методологическую поддержку по госзаказу. Сопровождать работу заказчиков и консультировать их специалистов. Обучать контрактных управляющих и работников контрактных служб. Поддерживать квалификацию специалистов, занятых в госзаказах.
Примеры из практики
Многие регионы РФ давно ведут консолидированные торги. Централизация в регионах осуществляется через совместные заказы и укрупнение лотов. Рассмотрим успешные примеры:
- Алтайский край. В регионе работает ведомственная модель. За закупочный процесс отвечает КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края». Задача заказчиков — планирование госзакупок, заключение и исполнение госконтрактов. Центр осуществляет методологическую поддержку подведомственных организаций. Экономия бюджета за первый квартал 2020 года достигла 265,2 млн руб.
- Архангельская область. Действует порядок проведения аукциона через агентство централизации закупок — контрактное агентство Архангельской области. В его функции входит нормирование, планирование заказов, определение поставщиков. Центр разработал типовые формы для заказчиков по 223-ФЗ. Специалисты уполномоченного органа ведут методическую и образовательную работу, повышают квалификацию работников контрактной службы. Экономия бюджета за 2019 год — 1,274 млрд руб.
- Иркутская область. Заказы по 44-ФЗ с НМЦК выше 500 тыс. руб. и торги по 223-ФЗ с НМЦД выше 5 млн руб. проводит министерство по регулированию контрактной системы. Министерство организует заказы по целевым межбюджетным трансфертам. Специалисты ведомства утвердили единые правила госзаказа для региона, внедрили региональную информационную систему и установили правила взаимодействия центра и заказчиков, приобретающих товары, работы и услуги по закону 223-ФЗ. Экономия за 2019 год — 168,097 млн руб.
- Нижегородская область. В регионе функционирует частичная межведомственная централизация для госзаказа лекарств. Препараты реализуют по самой низкой стоимости в РФ при содействии ГП НО «Нижегородская областная фармация».
- Тульская область. Работает специальный «Центр организации закупок». В сотрудничестве с министерством финансов Тульской области и департаментом по регулированию контрактной системы разрабатывают и актуализируют методическую, методологическую документацию и типовые документы: проекты контрактов, техзадания, описание объектов заказа и обоснования НМЦК. По аналитическим данным, в 2019 году через центр закупок заключено контрактов больше, чем аналогичных соглашений в 2018 году. Собирают в единую базу сведения о проблемах и жалобах, которые возникают при госзаказе.
А вот реальный пример из ЕИС.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О централизации госзакупок для муниципальных органов, ОМСУ, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и МУП |
Письмо Минфина №24-01-08/19794 от 16.03.2020 |
|
О централизации госзакупок для муниципальных бюджетных учреждений и МУП и автономных учреждений |
Письмо Минфина №24-01-08/17339 от 10.03.2020 |
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.