Содержание
Информационные технологии прочно вошли в повседневную жизнь, а в некоторых правоотношениях законодательно закрепляется их обязательное применение. Одним из таких примеров является передача организацией или индивидуальным предпринимателем отдельных полномочий в электронном формате. Разберемся, что такое электронная машиночитаемая доверенность для чайников (МЧД или ЭД), как ее оформить и применять в работе.
Что такое МЧД
Это доверенность, регулируемая положениями главы 10 Гражданского кодекса РФ, но отличаемая по форме выдачи. МЧД выдается в электронной форме: специальной информационной системой создается файл формата xml, доступный для автоматического распознавания другими инфосистемами. Подписывается документ квалифицированной электронной подписью (КЭП) первого лица компании или ИП. Как и по бумажному варианту документа, по машиночитаемому доверитель (организация или ИП) передает право на совершение отдельных полномочий поверенному (штатному работнику или иному лицу).
Понятие МЧД введено законом о машиночитаемой доверенности, которым является Федеральный закон № 476-ФЗ от 27.12.2019. С момента вступления закона в силу действовал переходный период. Процесс окончательного перехода на МЧД планировалось завершить 31.08.2023. Но Федеральным законом № 457-ФЗ от 04.08.2023 переходный период продлен до 31.08.2024. Он установил, что уполномоченные лица смогут до указанной даты представлять интересы доверителей, подписывая электронную документацию КЭП организации или ИП без предоставления МЧД. Удостоверение допустимо, пока не закончится срок действия КЭП организации или ИП.
Зачем нужна машиночитаемая доверенность
ЭД требуется для представления интересов и совершения отдельных полномочий юридического лица или ИП в различных сферах деятельности. Применяется преимущественно при электронном документообороте (ЭДО) с партнерами по предпринимательской деятельности государственными и проверяющими органами. Например, машиночитаемая доверенность применяется в следующих сферах:
- сдача отчетной документации в уполномоченные органы (ФНС, СФР и др.);
- подписание договоров, заключаемых в электронном виде;
- участие в торгах и закупках для государственных и муниципальных нужд;
- представление интересов в правоотношениях с госорганами и партнерами;
- представление интересов при разрешении судебных споров;
- направление и получение документации в машиночитаемом виде при работе с различными органами и организациями;
- выполнение других полномочий, которые обозначены в МЧД.
Как оформить МЧД
Для оформления машиночитаемой доверенности придерживайтесь следующего алгоритма действий:
- Оформите КЭП руководителю организации или ИП, если ранее сертификат не оформлялся или срок его действия истек.
- Оформите КЭП на имя того, кому планируется передавать полномочия по машиночитаемой доверенности. КЭП оформляется на имя физического лица, а не сотрудника организации или ИП. Выдают КЭП аккредитованные УЦ.
- Решить, на каком из инфоресурсов произвести создание и заверение МЧД. На сайте налоговой службы оформление производится на специализированном сервисе «Создание и проверка доверенности в электронной форме». При выборе оформления машиночитаемой доверенности на Госуслугах документ создается в личном кабинете юрлица или ИП в разделе «Доверенности и доступы». Оформление ЭД доступно и на других инфоресурсах, которые поддерживают требуемую функцию.
- Внесите данные в предложенную информационным ресурсом форму для формирования МЧД. Особое внимание следует уделить передаваемым полномочиям. Они не прописываются текстом, а их требуется указать в соответствии с классификатором полномочий машиночитаемой доверенности, размещенной на портале. После заполнения формы документ сформируется автоматически.
- Подпишите МЧД КЭП и завершите процесс оформления.
После размещения МЧД на информационном ресурсе с ее помощью можно подписывать документы и совершать действия в соответствии с переданными полномочиями, с указанием на используемую машиночитаемую доверенность. Прикладывать ее при каждом использовании не требуется. При получении подписанных с помощью доверенности документов инфосистема автоматически проведет проверку всех необходимых параметров ЭД и сообщит о результате.


Особенности хранения машиночитаемых доверенностей
Правила хранения утверждены Постановлением Правительства РФ № 223 от 21.02.2022. Хранение ЭД осуществляется в специальных цифровых хранилищах, действующих на базе технологий распределенного реестра машиночитаемых доверенностей (блокчейна), к которым относятся:
- аккредитованные операторами, ведущие цифровой документооборот;
- государственные органы и службы (ФНС, СФР и проч.);
- УЦ, получившие соответствующую аккредитацию (центральный Минцифры, государственные и коммерческие);
- информационные системы, в которых ЭД создана и подписана.
Документы и разъяснения
Гражданский кодекс |
Федеральный закон № 476-ФЗ от 27.12.2019 |
Федеральный закон № 457-ФЗ от 04.08.2023 |
Постановление Правительства № 223 от 21.02.2022 |
Об авторе этой статьи

- В 2005 году закончила Владимирский государственный университет по специальности "Юриспруденция" С 2004 по 2011 год работала юристом, специалистом по кадрам. В 2011 году получила статус адвоката. Занимаюсь ведением гражданских и уголовных дел.
Не стоит путать создание машиночитаемой доверенности в информационной системе от бумажного варианта, переведенного в скан-образ. Отсканированный вариант представляет собой копию бумажного документа, что впоследствии для подтверждения полномочий представителя потребует предоставления оригинала. Машиночитаемая доверенность распознается информационной системой автоматически и не требует дополнительного подтверждения.