Содержание
Претензия — это требование заказчика либо исполнителя устранить нарушения, которые возникли в ходе исполнения контракта. Этот документ составляется в произвольной форме, но с учетом определенных норм. А в госзаказе еще и существуют правила размещения претензии по 44-ФЗ в ЕИС.
Когда и зачем составляется претензия
Претензия составляется и направляется контрагенту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им на себя обязательств. Претензионная работа помогает стороне договора защитить интересы, взыскать штрафы и пени и соблюсти досудебный порядок споров. Кроме неустойки, так можно взыскать убытки, которые были понесены по причине нарушений условий контракта.
44-ФЗ не регламентирует срок формирования и рассмотрения документов этого типа. Сторонами устанавливаются сроки в контракте. Обычно минимальный срок рассмотрения подобных заявлений — 10 календарных дней, максимальный — 30. Если в контракте срок не указан, то его необходимо прописать в тексте самого документа.
Как происходит претензионная переписка в ЕИС
С июля 2022 года действует новый порядок подобной переписки по контрактам: согласно ч. 16 ст. 94 44-ФЗ переписка и уведомления в ЕИС теперь прямая обязанность заказчика.
Вот пошаговая инструкция, как разместить претензию в ЕИС заказчику:
Шаг 1. Подготовить непосредственно сам документ о предъявляемых требованиях.
Шаг 2. Зайти в личный кабинет заказчика в ЕИС, перейти в пункт меню «Реестры» и там выбрать «Реестр документов об исполнении контракта».

Шаг 3. Выбрать пункт «Переписка и уведомления».

Шаг 4. Сформировать уведомление претензионной переписки.

Шаг 5. Заполнить все необходимые пункты и прикрепить скан документа.

Шаг 6. Подписать.

Статус «Размещено» устанавливается после того, как уведомление о переписке поступит в личный кабинет поставщика.

Правила составления претензии в ЕИС по 44-ФЗ
Документ-требование обязательно содержит следующую информацию:
- номер и дату заключения соглашения;
- ИКЗ закупки;
- данные обеих сторон контракта;
- причины, по которым происходит направление претензии;
- доказательства нарушений условий контракта;
- в случае начисления пени, претензия в ЕИС от заказчика должна содержать расчет пени;
- выдвигаемые требования и срок, в который вторая сторона должна устранить недостатки и оплатить неустойку.
Срок размещения претензии в ЕИС
Срок направления требования об устранении нарушений по контракту в законе 44-ФЗ не установлен. Но чем раньше претензия в ЕИС в 2022 году направляется при выявлении фактов нарушения, тем быстрее стороны придут к согласию и исполнению условий контракта в полном объеме.
Предъявление рекламаций после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности, но есть исключения. Так, при обнаружении недостатков в период гарантийного срока такие требования можно направить поставщику в течение 2 лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, нужно ли соблюдать претензионный порядок по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как направить требование поставщику
Направить заявление о рекламации можно нарочно, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или в форме электронного документа при соблюдении определенных условий.
Выше мы рассмотрели, как направить претензию в ЕИС. Но многие участники госзаказа продолжают пользоваться почтовыми отправлениями и электронной почтой. Пока я не нашла установившейся практики, является ли это нарушением. Но однозначно, что публикация путем размещения с помощью функционала Единой информационной системы быстрее и уж точно является надлежащим уведомлением в случае одностороннего расторжения договора.
Об авторе этой статьи

Минфин в Письме № 24-06-08/106103 от 01.11.2022 указал, что, если заказчик применяет меры ответственности и совершает направление претензии в ЕИС, иных действий, которые связаны с нарушением поставщиком условий контракта, заключенного по итогам проведения несостоявшихся электронных процедур, обмен документами производится через ЕИС путем направления электронных уведомлений без размещения на официальном сайте.