Энергосервисные контракты по 44 ФЗ — это соглашения, по которым заказчики поручают исполнителям разработать и внедрить в жизнь план мероприятий по совершенствованию системы энергопотребления. Цель — оптимизировать системы водоснабжения, теплоснабжения или газоснабжения так, чтобы снизить расход ресурсов и траты на их закупку.
Скачать проект энергосервисного контракта по 44-ФЗ |
Как составить энергосервисный контракт
В п. 8 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 дано определение, что такое энергосервисный контракт по 44 ФЗ, простыми словами — это документ, по которому исполнитель обязуется улучшить энергетические системы заказчика так, чтобы у того расходовалось меньше ресурсов и тратилось меньше денег на их закупку.
Вопросы заключения энергосервисного договора урегулированы двумя федеральными законами:
- от 23.11.2009 № 261-ФЗ об энергосбережении;
- от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе.
Эти законы регулируют и то, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта: заказчиком. Он составляет проект договора, проводит закупку, определяет потенциального исполнителя.
Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения
В текст проекта договора, в соответствии со ст. 19 261-ФЗ, необходимо включить:
- условие о том, каких показателей экономии ресурсов заказчик хочет достичь по итогу исполнения соглашения;
- срок действия договора, которого должно хватить на достижение установленной экономии.
Помимо обязательных условий, желательно предусмотреть:
- обязательное согласование сторонами режимов использования ресурсов;
- обязанность исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета ресурсов;
- зависимость цены договора от стоимости сэкономленных ресурсов.
Дополнительно, когда готовите проект энергосервисного контракта, укажите такие сведения:
- список конкретных мероприятий, которые проведет исполнитель, с указанием точных технических характеристик и сроков проведения;
- положение о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика;
- необходимую заказчику экономию ресурса;
- порядок распределения дополнительной экономии;
- срок, в течение которого стороны достигнут экономию;
- сроки оплаты госзаказчиком услуг. Они оплачиваются пропорционально долям достигнутой экономии;
- ответственность сторон;
- порядок перехода собственности на установленное при исполнении соглашения оборудование к госзаказчику;
- возможность для исполнителя полностью или частично уступить третьему лицу право требования;
- условие о неизменности процента экономии, который оплачивается исполнителю, — устанавливается только в соглашениях, заключенных в результате конкурентного тендера.
Особенности заключения по 44-ФЗ
Заключение энергосервисного контракта в бюджетной сфере по 44 ФЗ сопровождается рядом особенностей.
- В ч. 1 ст. 108 44-ФЗ установлен перечень энергетических ресурсов, на которые заключаются энергосервисные договоры: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, поставка электроэнергии, мазута, угля, топлива, используемого для выработки энергии.
- Правило о заключении энергосервисного соглашения в рамках договора поставки определенного ресурса с организацией-поставщиком не работает в госзакупках. В ч. 2 ст. 108 прописан запрет такого совмещения.
- Чтобы заключить энергосервисный договор, госзаказчику необходимы данные о расходах на ресурс, поэтому такой договор нельзя заключить, если ранее таких расходов не было и ресурс не использовался.
- При подготовке проекта соглашения учитывают положения, которые изложены в требованиях к энергосервисным контрактам по постановлению правительства № 636 от 18.08. 2010.
Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
Прежде чем приступать к подготовке соглашения и проведению закупки, госзаказчик вправе провести энергообследование в порядке, установленном ст. 15 261-ФЗ. Результат энергообследования поможет понять реальную потребность заказчика и обосновать начальную цену тендера.
Закупка должна планироваться по положениям о планировании 44-ФЗ.
После проведения подготовительных мероприятий госзаказчик переходит непосредственно к организации тендера, пошаговая инструкция по энергосервисному контракту по 44 ФЗ:
Шаг 1. Выбор вида тендера.
Для закупки подойдет любая конкурентная процедура. Важно помнить, что с 01.01.2019 все тендеры проводятся в электронной форме.
Электронный аукцион проводится, если определенный код ОКПД2 входит в федеральный и региональный аукционные перечни. Победителем по результатам аукциона станет участник, который предложит наименьшую цену исполнения.
Электронный конкурс необходим, если код ОКПД2 не вошел в аукционные перечни. Кроме цены, в рамках конкурса заказчик оценивает качественные и квалификационные критерии. Победит тот, кто станет лучшим по сумме оцениваемых факторов.
Запрос котировок проводится при начальной цене тендера до 500 000 рублей.
Шаг 2. Расчет начальной цены и выбор способа оплаты услуг.
НМЦК тендера на заключение энергосервисного соглашения рассчитывается из фактического потребления ресурсов в предыдущем периоде, его стоимости и ожидаемой продолжительности действия контракта по формуле:
НМЦК = V × С × СК, где:
- V — объем ресурса, потребленного за прошлый год;
- С — стоимость единицы этого ресурса;
- СК — количество полных лет исполнения контракта.
Если для расчета стоимости ресурса использовались несколько тарифов, в формуле берется среднее значение между ними. Прошлый год учитывается как полный, даже если ресурс использовался не на всем его протяжении.
Помимо НМЦК, заказчику необходимо определиться с системой оплаты услуг исполнителя энергосервисного контракта, варианты следующие:
1. Четкий размер экономии, которая требуется заказчику, и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.
2. Минимальная требуемая экономия для заказчика и процент от нее, который выплачивается исполнителю.
3. Минимальная требуемая экономия для заказчика и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.
Шаг 3. Составление документации и извещения.
Требования к извещению о проведении процедуры бывают общими — едиными для всех видов процедур (они установлены ст. 42 44-ФЗ), специальными — для отдельных способов закупок и специфическими, которые установлены для энергосервисных контрактов.
В числе специфических условий извещений следующие:
- предельный размер расходов заказчика на реализацию контракта — устанавливается по желанию;
- обеспечение исполнения контракта от 5% до 30% от процента сбереженных в результате предпринятых мер средств заказчика, которое заказчик выплатит исполнителю;
- условия предоставления доступа к объектам энергосервиса;
- положение о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика, в том числе на составление заявки.
Если тендер проводится в форме конкурса или котировок, в документацию включаются условия оценки заявок участников, которые устанавливаются в зависимости от выбранной системы оплаты услуг исполнителя. Наиболее выгодной считается та заявка, в которой предложили наилучшее для заказчика соотношение размера итоговой экономии и процента от нее, выплачиваемого исполнителю.
Если проводится аукцион, в документации о нем необходимо установить, что проводится снижение одного из следующих показателей:
- итоговой стоимости соглашения или гонорара исполнителя;
- разницы между начальной ценой тендера и суммой средств, которую сбережет заказчик в результате исполнения соглашения;
- разницы между начальной ценой тендера и экономией, уменьшенной на предложенный участником гонорар для себя.
Шаг 4. Проведение процедуры и заключение энергосервисного соглашения, итоговые условия соглашения.
Процедура проводится по общим правилам 44-ФЗ, предусмотренным для выбранного способа определения исполнителя, после чего в проект контракта включается информация о победителе и документ подписывается сторонами. В контракте указывается получившаяся в итоге цена соглашения, которая рассчитывается в соответствии с предусмотренными условиями расчетов сторон.
В текст энергосервисного контракта дополнительно вписывается желаемая экономия, пересчитанная в единицы измерения конкретного ресурса. Для получения этого параметра необходимо денежную сумму, которую госзаказчик планирует сберечь в результате мер, предпринятых исполнителем, разделить на стоимость одной единицы ресурса.
Об авторе этой статьи

- Юрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ