Отстранение от участия в электронном аукционе по 44 ФЗ — это процедура освобождения поставщика от тендерной гонки. Она оформляется заказчиком в виде официального документа.
Выявляем основания
Нормы закона 44 ФЗ определяют, законно ли отстранение заявки на участие в электронном аукционе: в контрактном законодательстве предусмотрено два основания для принятия такого решения:
- Несоответствие требованиям закона (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ).
- Недостоверная информация в заявке (ч. 6.1 ст. 66, ч. 5 ст. 54.7 44-ФЗ).
Отстраняем из-за несоответствия требованиям
Потенциальный поставщик предоставляет в составе заявки документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным законом (ст. 31 44-ФЗ). Комиссия заказчика, рассматривая заявки, проверяет эту информацию.
В ч. 9 ст. 31 44-ФЗ изложено, в какие сроки происходит отстранение участника закупки от участия в определении поставщика: в любой момент процедуры до заключения контракта. Выявление факта несоответствия раньше даты рассмотрения заявок или после размещения итогового протокола — не препятствие для принятия решения.
Решение оформляется в виде протокола с указанием места и даты принятия решения, оснований для его принятия, наименования заказчика, номера извещения о закупке, предмета контракта и подписей руководителя заказчика или членов закупочной комиссии.
Заказчик размещает протокол отстранения участника закупки в единой информационной системе (ЕИС). Срок публикации решения законом четко не регламентирован, он зависит от этапа, на котором принято решение, и способа определения поставщика. Руководствуемся прописанными в законе сроками публикации протоколов рассмотрения и итоговых протоколов.
Отстраняем из-за недостоверных сведений в заявке
Аналогично процедуре, основанной на несоответствии поставщика требованиям закона, происходит и отстранение участника закупки ввиду установления недостоверной информации, указанной в п. 3 ст. 66, в составе заявки на участие в закупке. Те же правила действуют при выявлении недостоверности в документах (ч. 5 и 8.2 ст. 66 44-ФЗ).
Существенное отличие: заказчик доказывает недостоверность сведений. Пример: поставщик в составе заявки приложил информацию о том, что за прошедший календарный год по обязательным платежам не имеет перед государством задолженности, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов. При проверке выяснилось, что эти данные недостоверны. Доказательство: ответ ИФНС на запрос заказчика или скриншот результатов проверки поставщика с помощью официального онлайн-сервиса ИФНС.
Часть документов о соответствии организации требованиям закона проверяет электронная площадка (например, отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков). Несмотря на это, если комиссия выявила недостоверность данных, она обязана провести процедуру отстранения (по ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ), даже если электронная площадка организацию к аукциону допустила.
Последствия отстранения участника
В нескольких нормах 44 ФЗ изложено, какие меры могут быть приняты к участнику, если установлено, что он не соответствует единым требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия нормативным требованиям:
- Потеря обеспечения заявки по п. 6 ч. 8 ст. 44 44-ФЗ.
- Отказ от заключения контракта по ч. 11 ст. 31 44-ФЗ.
При отстранении поставщика на этапе заключения контракта, заказчик составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).
Срок публикации — не позднее одного рабочего дня после принятия решения.
Если есть основания считать претензии неправомерными, решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем обжалуются поставщиком в УФАС (ч. 12 ст. 31 44-ФЗ).
Отстранение по 223 ФЗ
Напрямую в 223 ФЗ такая мера не предусмотрена, но отстранение участника по ЕПОЗУ (Единое положение о закупках) и по ЕОСЗ (Единый отраслевой стандарт закупок) не противоречит действующему законодательству.
Например, ЕОСЗ корпорации «Росатом» предусматривает ряд оснований для принятия данного решения (п.6 Раздела 1 Приложения 12 к ЕОСЗ):
- Предоставление в составе заявки недостоверных сведений.
- Предоставление в составе заявки сведений, оказывающих давление на представителей заказчика.
- Неподтверждение выданных гарантий.
Комиссия заказчика принимает решение об отстранении участника по ЕОСЗ, формируя протокол на любом этапе проведения закупки.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты | Скачать |
---|---|---|
О действиях аукционной комиссии при предоставлении участником электронного аукциона выписки из ЕГРЮЛ, в которой содержится недостоверная информация. | Письмо Минэкономразвития № Д28и-1214 от 20.03.2017 |
Об авторе этой статьи
-
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)
В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.
Другие публикации автора
- 2024.01.16НовичкамМожно ли узнать, кто подал заявку на электронный аукцион
- 2023.12.28223-ФЗИнструкция по регистрации на площадке РТС-тендер для работы по 223-ФЗ
- 2023.11.30Инструкции для бухгалтераИнструкция по взысканию пеней и штрафов по 44-ФЗ
- 2023.11.29Торговые площадкиКак поставщику зарегистрироваться на площадке «Заказ.РФ»