Если потеряли носитель с ключом ЭЦП, то сразу же отзовите сертификат. Если не сделаете этого — скомпрометируете не только подпись, но и вашу персональную информацию. Разбираемся, как аннулировать электронную подпись.
Скачать заявление на отзыв сертификата ЭЦП в Казначейство |
Чем регулируется отзыв
Для пользователей возможна отмена электронной подписи по внутреннему и внешнему документообороту, закупкам, сдаче отчетности в контролирующие ведомства. Но аннулируется не электронный носитель (ключ ЭЦП), а сертификат. Он является основой верификации, запуска и работы подписи.
Каковы основания для отзыва
Обычно ЭЦП аннулируют пользователи (руководитель или специалист заказчика), но иногда закрытие инициирует и Федеральное казначейство. В приказе № 21н указано, по какой причине удостоверяющий центр отзывает сертификат у организации:
- потеря, порча или поломка ключевого носителя;
- компрометация ключа — несанкционированный доступ других лиц к ключу ЭП;
- изменение данных владельца — смена фамилии, изменение названия организации;
- увольнение владельца;
- ликвидация организации.
А вот в каких случаях инициатива исходит от заказчика:
- увольнение владельца ключа ЭП;
- снятие с пользователя полномочий администратора с ЭЦП;
- поломка носителя;
- неисправность системы шифрования и криптографической защиты ключа;
- закрытие или ликвидация заказчика.
Неисправную или недействительную ЭП отзывают. Ключ закрывают по заявлению владельца, по требованию ТОФК или по решению суда. Инициатор отправляет заявку о неисправности и несоответствии сведений, а специалист удостоверяющего центра ТОФК отзывает ЭП и вносит информацию в специальный список.
Как отозвать ЭЦП
Существуют два варианта, как отключить электронную подпись: лично и онлайн. Если заказчик обращается в ТОФК лично, то он формирует заявление на бумажном носителе и показывает сотруднику удостоверяющего центра паспорт. Если же в УЦ обращается не владелец сертификата, а его представитель, то понадобится доверенность.
Пошаговая инструкция, как отозвать сертификат на электронную подпись при увольнении онлайн:
Шаг 1. Переходим на официальный сайт Казначейства в раздел «Удостоверяющий центр».
Шаг 2. Находим сервис онлайн-подачи документов для получения ЭП: система автоматически отправит пользователя на Портал заявителя.
Шаг 3. Заходим в раздел «Получение и изменение статуса сертификата».
Шаг 4. Переходим в блок «Изменение статуса сертификата». Заполняем заявку и указываем основание для отзыва.
Шаг 5. Сохраняем, подписываем и отправляем запрос.
Работник удостоверяющего центра проверяет и обрабатывает заявку. Суть проверки — соответствие информации из заявления сведениям из реестра. Если обращение сформировано корректно, то принимается положительное решение и отзывается ключ ЭЦП. Заявителю направят уведомление с результатами проверки и решением УЦ.
Как проверить, что подпись отозвана
Все отозванные сертификаты Казначейство заносит в специальный список. Перечень аннулированных сертификатов размещен в открытом доступе в интернете.
Документы и разъяснения
Приказ Казначейства № 21н от 15.06.2021 |
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.