Одна из основных обязанностей закупочной комиссии — проверка участника закупки на соответствие требованиям по статье 31 44-ФЗ. Такая работа важна, т. к. нацелена на отстранение от участия в закупке недобросовестных компаний.
Основные положения
Контрактное законодательство в ст. 31 44-ФЗ с последними изменениями перечисляет требования, общие для всех участников всех закупок, проводимых в порядке 44-ФЗ. Это означает, что независимо от вида проводимой процедуры, предмета закупки и организационно-правового статуса заказчика, он обязан предъявлять к потенциальным контрагентам эти требования. Несоответствие компании даже одному из них исключает получение ею контракта.
Та же норма 44-ФЗ отвечает на вопрос, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям закона, — это делает сам заказчик, исследуя заявку каждого потенциального контрагента и проверяя его с помощью сторонних источников, сервисов и ресурсов. Если заказчик выявил несоответствие лица требованиям, он обязан отстранить его от участия в закупке или отказаться от заключения с ним контракта — комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям на всем протяжении процедуры, вплоть до заключения контракта. Допуск контрагента, который заведомо требованиям не соответствует, грозит для заказчика административной ответственностью по ст. 7.30 Кодекса об административной ответственности РФ.
Заказчик обязан проводить проверку самостоятельно и не вправе перекладывать ее на третьих лиц, в том числе на оператора электронной площадки, — оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по формальным основаниям, перечисленным в Постановлении Правительства от 14.09.2019 № 1202.
Декларацию о соответствии единым требованиям, предусмотренным п. 3-5, 7-11 ч. 1 ст. 31 закона 44-ФЗ, участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки на участие в любой конкурентной процедуре.
Рассмотрим подробнее, как проверить соответствие установленным требованиям по 44-ФЗ в 2022 году.
Соответствие поставщиков требованиям специального законодательства (п. 1 ч. 1)
Смысл п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ сводится к необходимости иметь специальные разрешения или допуски, например, членство в СРО. Проверить участника на наличие такого разрешения — обязанность заказчика.
В качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации претендент предоставляет соответствующее свидетельство, но заказчику следует проверить его действительность с помощью:
- запроса оригинала этого документа;
- официального запроса в саму СРО;
- с помощью онлайн-реестров.
Постановлением Правительства № 945 от 25.05.2022 утверждены правила формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций. Постановлением утверждены состав сведений, содержащихся в указанном реестре, и порядок его формирования и ведения.
Реестр сформируют и займутся ведением Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) в электронном виде на своих сайтах в интернете.
Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:
Шаг 1. На главной странице НОСТРОЙ перейти в Единый реестр членов СРО.
Шаг 2. На появившейся странице выбрать вкладку «Реестр членов СРО», а затем в строке поиска ввести известную о компании информацию. Заполнить достаточно только одно поле, но чем больше информации поисковик получит, тем результативнее найдет нужную компанию.
Шаг 3. Нажать «Ввод» и получить перечень найденных организаций, подходящих по предоставленным параметрам.
Шаг 4. Найти искомую компанию, кликнуть по ее названию и ознакомиться с информационной карточкой.
На сайте сервиса НОПРИЗ порядок проверки контрагента не отличается от сервиса НОСТРОЙ.
Еще требование к участникам закупок, в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, указывает, как правило, на необходимость обладания специальным разрешением для участия в отдельных процедурах. По законодательству о лицензировании, ряд работ или услуг выполняются исключительно лицами, которые обладают лицензией. В соответствии с частью 2 статьи 9 закона № 99-ФЗ, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Информация о наличии лицензии является открытой и общедоступной. После 01.01.2022 подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31, т. е. наличие у участника лицензии, является только выписка из реестра лицензий.
Вот пример госзакупки с этим требованием:
Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)
Требование распространяется на участников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заказчики проверяют, чтобы на момент закупки в отношении контрагента отсутствовало решение арбитражного суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Для проверки этого обстоятельства удобно использовать интернет-издание «Вестник государственной регистрации».
Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)
Санкция за ряд административных правонарушений, перечисленных в КОАП РФ, предполагает приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на несколько месяцев. В течение этого времени компания не вправе вести деятельность и, соответственно, участвовать в госзакупках. Факт вынесения решения суда о приостановлении работы устанавливается с помощью сайта службы судебных приставов, где по наименованию компании доступна вся информация о возбужденных в ее отношении исполнительных производствах.
Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)
Для участника тендера, претендующего на исполнение госзаказа, недопустимо иметь задолженности перед бюджетом. Отсеиваются компании, у которых такая задолженность за последний календарный год возникла и составляет более четверти балансовой стоимости активов.
Участник аукциона требованию на запрет участия в закупках соответствует, если:
- по задолженности ему предоставлена рассрочка или иное подобное послабление;
- компания инициировала официальное обжалование документа, установившего задолженность, но решение по этому обжалованию еще не вынесено.
Проверка наличия или отсутствия у компании долгов доступна на сайте ФССП или ФНС.
Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)
Заказчики проверяют отсутствие неснятой и непогашенной судимости по некоторым статьям УК РФ, наложенного запрета на занятие определенной деятельностью или административной дисквалификации у следующих лиц:
- претендента — физического лица;
- членов коллегиального исполнительного органа участника — юридического лица;
- руководителя участника — юридического лица;
- главного бухгалтера.
Подтверждается отсутствие судимости с помощью справки, полученной в МВД РФ и через реестр ФНС РФ.
Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1)
Требование состоит в том, чтобы в течение двух лет, предшествовавших тендеру, участник не привлекался к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Проверка этого факта теперь осуществляется только на сайте ЕИС.
Наличие интеллектуальных прав (п. 8 ч. 1)
Требование актуально для закупок объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы и искусства и иные, перечисленные в Гражданском кодексе РФ. Заказчик проверяет патенты и иные документы, предоставленные в качестве подтверждения этих прав.
Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)
Конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо заказчика уполномочено принимать решения в ходе тендеров. Как пример — руководитель организации, член комиссии или руководитель контрактной службы состоит в родстве с лицом, заинтересованным в победе одного из участников. Такое положение вещей негативно сказывается на прозрачности конкурентной закупки, ее честности и интересах конкуренции.
Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)
Офшорная зона — это государство или территория, на которых действуют льготные налоговые режимы, их перечень приведен в Приказе Минфина № 108н от 13.11.2007. Будущий контрагент заказчика не вправе являться компанией, зарегистрированной в таком регионе.
Тот факт, что участник закупки не является офшорной компанией, подтверждается уже тем, что он прошел регистрацию на электронной площадке — площадка не зарегистрирует офшорную компанию.
Отсутствие ограничений для участия в закупках (п. 11 ч. 1)
Речь идет о любых ограничениях, которые возможны на территории РФ. В частности, санкции или национальный режим. Чаще всего проверка на предмет отсутствия ограничений для кандидатур осуществляется закупочной комиссией. Соответствие этому требованию подтвердят, к примеру, сведения из выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП (их нотариальные копии). Такую информацию направит оператор электронной площадки в составе заявки.
Требование об отсутствии сведений об участнике в РНП (ч. 1.1 ст. 31 закона о контрактной системе)
РНП (реестр недобросовестных поставщиков) — это информационный ресурс, куда включаются сведения о лицах, ранее допустивших серьезные нарушения в сфере госзакупок.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливать требование о ненахождении участника в РНП заказчик не обязан.
Если заказчик не воспользовался правом установить требование об отсутствии поставщика в РНП по любым основаниям, тогда он обязан с 01.07.2022 устанавливать требование об отсутствии информации об участниках закупки в Реестре недобросовестных поставщиков, включенной в связи с отказом от исполнения контракта из-за введения в отношении заказчика санкций (пп. «б» п. 1 Постановления 2571 от 29.12.2021).
Проверяют наличие участника закупки в РНП в специальном разделе ЕИС.
Дополнительные требования к участникам закупки
В соответствии с п. 2 и п. 2.1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки. Полный перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлен Постановлением Правительства № 2571 от 29.12.2021.
Если заказчик не устанавливает дополнительные требования в конкурентном способе закупки, а начальная максимальная цена составляет 20 млн и более, то придется установить требование о наличии опыта участника закупки (универсальная предквалификация).
Подробнее: как проходит универсальная предквалификация
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ