Содержание
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — это контроль работы поставщика по контракту, который осуществляется с участием кредитной организации. Применяется при исполнении особенно больших контрактов и позволяет заказчику на всех этапах отслеживать расходование денег, которые он перечисляет контрагенту.
Виды банковского контроля
Правила и ситуации, когда необходим контроль банком, прописаны в ст. 35 44-ФЗ и постановлении правительства № 963 от 20.09.2014. Это же ПП утвердило правила осуществления банковского сопровождения.
Суть в том, что поставщик открывает отдельный счет в том банке, который контролирует исполнение госконтракта, и все деньги идут через него. Существуют два типа контроля кредитной организации за исполнением госконтракта:
- простой: банк отслеживает, куда контрагент заказчика расходует деньги, перечисляемые ему в рамках их соглашения. О результатах мониторинга действий контрагента банк отчитывается заказчику;
- расширенный: банк дополнительно контролирует качество исполнения госконтракта контрагентом заказчика, то есть обеспечивает соответствие ТРУ условиям контролируемого соглашения.
Пункт 3 ПП № 963 устанавливает, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ является простым, а в каких — расширенным.
Когда работает простая форма контроля
Простая форма контроля кредитной организации устанавливается, если:
- заключается госконтракт жизненного цикла с НМЦК более десяти миллиардов рублей;
- госконтракт заключается с организацией, указанной в акте президента РФ или правительства РФ, а цена соглашения составляет более десяти миллиардов рублей, и в распорядительном акте указана необходимость контроля кредитной организации;
- заказчик вступает в отношения с организацией, которая находится под санкциями.
Когда работает расширенная форма контроля
Случаи, когда необходимо расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ, следующие:
- заключается соглашение на строительство без проведения конкурентного тендера, при условии, что цена соглашения превышает десять миллиардов рублей;
- НМЦК закупки превышает пятнадцать миллиардов рублей, государственной программой предусмотрено установление контроля кредитной организации, требование об обеспечении исполнения по такому госконтракту отсутствует;
- госконтракт предусматривает казначейское обеспечение обязательств;
- госконтракт заключается с поставщиком, находящимся под санкциями.
Требования к банку
Выбору банка посвящена глава II ПП № 963. Сделать это вправе как заказчик, так и его контрагент. Основное условие — банк соответствует требованиям, предъявляемым к организациям, которые выдают банковские гарантии по госконтрактам. Эти требования перечислены в ст. 74.1 Налогового кодекса:
- у банка есть лицензия;
- опыт работы — от пяти лет;
- собственные средства — не менее 1 млрд рублей;
- банк соблюдает все правила отчетности, установленные Центробанком;
- в отношении банка не проводятся меры финансового оздоровления.
Минфин ведет реестр кредитных организаций, отвечающих требованиям, предъявляемым для выдачи гарантий и осуществления контроля за исполнением госконтрактов. Реестр постоянно обновляется и публикуется на официальном сайте Минфина. Для корректного подбора банка необходимо перейти на сайт, найти самый актуальный реестр и выбрать один из банков.
Если в ходе работы по контракту банк исключили из реестра Минфина, работа продолжается в установленном порядке: банк продолжает контролировать исполнение госконтракта до конца, кроме случаев, когда правительство, исполнительные органы субъекта РФ или местная администрация принимают решение о расторжении отношений с исключенным из реестра банком.
Если по контракту предполагается казначейское обеспечение, к банку предъявляется дополнительное требование — он обязан работать в системе передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.
Как установить требование о банковском сопровождении
Требование о контроле кредитной организации устанавливает заказчик:
- в извещении о проведении закупки;
- конкурсной или аукционной документации;
- тексте контракта в разделе «Банковское сопровождение контракта».
Правила осуществления банковского сопровождения содержат перечень условий, которые прописываются при описании требования о банковском контроле:
- пп. 6 и 7 посвящены простому сопровождению;
- пп. 8 и 9 — расширенному.
Договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ
Соглашение о банковском сопровождении заключается между кредитной организацией, выбранной для сопровождения контракта, и компанией-контрагентом заказчика. Вступление в соглашение с банком является обязанностью контрагента заказчика.
При простом сопровождении в договоре прописываются условия, перечисленные в п. 13 правил:
- условия открытия счета, на котором будут проводиться операции по контракту, и порядок проведения таких операций на нем;
- права и обязанности сторон;
- условие о возможности авансирования и списания денег по требованию заказчика, если контрактом не предусмотрено обеспечение его исполнения;
- обязанность банка отслеживать операции на счете, отчитываться перед заказчиком, соблюдая ограничения, связанные с банковской тайной;
- возможность изменения и расторжения договора сопровождения;
- направлять информацию об операциях на счете в Федеральное казначейство, если такая обязанность для банка предусмотрена.
При расширенном сопровождении в договоре прописываются все перечисленные условия и дополняются списком, приведенным в п. 14 правил:
- информацию, которую заказчик укажет в платежном документе;
- право банка осуществить проверку платежного документа в порядке и сроки, которые согласованы с заказчиком;
- список документов, которые потребует банк с контрагента заказчика, прежде чем осуществить в его пользу платеж, и которые являются основанием для такого платежа;
- условия и сроки проведения проверки документов, которые передает в банк контрагент заказчика для обоснования платежа;
- случаи и условия, когда банк вправе отказать контрагенту заказчика в платеже;
- ответственность кредитной организации за отказ;
- обязанность кредитной организации передавать отчет по запросу Федерального казначейства.
Услуги по расширенному банковскому сопровождению являются платными, гонорар банка исчисляется как процент от цены контракта. Размер процента варьируется в пределах от 1% до 1,15%, в зависимости от цены.
Об авторе этой статьи

- Юрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ
- 2023.11.29Банковские гарантииВсе изменения в 44-ФЗ в 2023 и 2024 годах: таблицы по месяцам
- 2023.11.13Новости и измененияКак правильно применять типовые контракты: разъяснения Минфина
- 2023.10.30Контроль закупокИнструкция по составлению жалобы в ФАС по 44-ФЗ