Раздельный учет затрат и формирование результатов по гособоронзаказу ведут по каждому госконтракту в разрезе отдельных статей расходов. Раздельный учет обязателен для всех предприятий, которые реализуют государственный оборонный заказ. Но нужно учитывать ряд особенностей.
Что такое раздельный учет
Государственный оборонный заказ осуществляется по правилам 275-ФЗ от 29.12.2012. Для всех предприятий, выполняющих ГОЗ, обязательна организация ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по госконтрактам. В нормативах разъясняется, что такое раздельный учет по ГОЗ, — детализированный бухучет подразумевает фиксацию оперативных результатов по разным аналитическим счетам и регистрацию расходов по каждому контракту. Отдельно учитываются заработная плата, налоги, аренда, закупка продукции и остальные затраты.
По правилам раздельный учет затрат по гособоронзаказу ведут при выполнении работ и оказании услуг для заказчиков, представляющих оборонный комплекс. Целевые деньги выделяют в том числе и на поставку товаров в рамках государственного оборонного заказа, поэтому практика применения раздельного учета по 275-ФЗ в торговых организациях (если предприятие является исполнителем) не только распространена, но и обязательна.
Какими нормами регулируется
Законодательная база на 2023 год:
- 466-ФЗ от 05.12.2022;
- Приказ Минфина № 210н от 10.12.2021;
- Приказ Министра обороны № 670 от 19.11.2018;
- Приказ Минпромторга № 334 от 08.02.2019;
- ПП РФ № 47: постановление 47 по гособоронзаказу от 19.01.1998;
- ПП РФ № 2024 от 24.11.2021.
Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу утвержден Приказом Минфина № 210н от 10.12.2021. Учет затрат по ГОЗ у исполнителя ведется раздельно по каждому государственному и муниципальному контракту, контракту учреждения, договору, соглашению.
Общие правила раздельного учета при госконтрактах такие: все доходы, расходы, обязательства, активы и иные объекты фиксируются раздельно — по аналитическим счетам, предусмотренным в учетной политике. Основание для проведения учетных операций — первичная документация в соответствии с 402-ФЗ от 06.12.2011. В каждом контракте и платежно-расчетных документах к нему указывается идентификатор договора.
Кто обязан вести раздельный учет
Раздельный учет результатов ведут (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ):
- головной исполнитель — юридическое лицо, заключившее госконтракт с заказчиком по ГОЗ;
- исполнитель — организация, заключившая контракт с головным исполнителем и находящаяся с ним в кооперации.
Специалисты Минобороны неоднократно разъясняли, должен ли соисполнитель ГОЗ вести раздельный учет, — да, это обязательное требование, которое закреплено в 275-ФЗ и ПП РФ № 47. Обязанность ведения раздельного учета возлагается и на головных исполнителей, и на исполнителей. Если компания входит в кооперацию головного исполнителя и заключила контракт с таким головным исполнителем, то ей необходимо вести раздельный учет затрат (ст. 3 275-ФЗ). И не важно, к какому уровню кооперации относится исполнитель: обязанность вести раздельный учет действует и для исполнителей второго уровня, и для исполнителей третьего уровня, и для остальных исполнителей из числа юрлиц.
В особом порядке проводят гособоронзаказ в бюджетном учреждении (Письмо Минфина № 09-01-11/23314 от 25.03.2020). Правила ведения раздельного учета бюджетными организациями, выполняющими ГОЗ за счет средств федерального бюджета, не применяются, если используются средства, полученные по госконтрактам с казначейским сопровождением (п. 4 ПП РФ № 47).
Как вести раздельный учет по гособоронзаказу и при казначейском сопровождении
Обязанность вести раздельный учет спецсчетов и госконтрактов при казначейском сопровождении установлена для всех организаций. Вот как это работает: если у исполнителя открыт лицевой счет в Казначействе, то он обязан регистрировать результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. Под казначейским сопровождением понимается открытие головным исполнителем (исполнителем) отдельного счета в территориальном отделении Федерального казначейства. Оплату за выполненный контракт заказчик перечисляет исполнителю на этот лицевой счет.
Все целевые средства находятся под контролем Федерального казначейства. Если вы работаете с целевыми деньгами, то обязаны учитывать затраты по правилам, установленным Минфином (совместное Письмо Минфина и Казначейства № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019). Каким образом организовать эту процедуру — каждое предприятие решает самостоятельно. Порядок регистрации затрат закрепляют в учетной политике. Задача исполнителя — продемонстрировать заказчику, что раздельный учет ведется и что он обеспечивает корректное ценообразование по госконтрактам.
Алгоритм таков:
- Организация получает целевые деньги из бюджета: субсидии юрлицам, взносы в уставный капитал, авансы и расчеты по госконтрактам (ч. 2 ст. 5 466-ФЗ). Все эти средства подлежат обязательному казначейскому сопровождению.
- Заказчик до заключения контракта уведомляет головного исполнителя о необходимости открытия лицевого счета в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК). Головной исполнитель и исполнители из кооперации открывают отдельные счета в ТОФК.
- При казначейском сопровождении стороны обязаны включить в контракт условие о ведении раздельного учета по каждому соглашению, о распределении накладных расходов по срокам исполнения госконтракта и о раскрытии информации о структуре цены. Необходимо прописать в госконтракте и условия о режиме лицевых счетов, порядке санкционирования расходов и приостановления или открытия счетов и операций по ним и другие требования.
- В процессе исполнения контракта специалисты ТОФК проводят мониторинг и запрашивают у головного исполнителя информацию о каждом привлеченном юридическом лице.
- После выполнения сторонами всех обязательств заказчик информирует ТОФК о полном исполнении госконтракта.
Это общий порядок, утвержденный основными нормативами на 2023 г. — 466-ФЗ и ПП РФ № 2024. Правила, как вести раздельный учет по гособоронзаказу в 1С 8.3 (бухгалтерия), приводятся в руководстве пользователя. Бухучет ведется в разрезе каждого контракта, договора, соглашения и по каждой статье затрат.
А в Приказе Минфина № 210н определено, что надо подготовить к каждому контракту по правилам раздельного учета.
Расчет суммы накладных расходов: в этой форме определяется база распределения накладных расходов по ГОЗ (приложение № 1 к Приказу № 210н).
Информация о структуре цены — расходная декларация (приложение № 2 к Приказу № 210н):
В приложении № 3 к Приказу № 210н закреплена ресурсная расходная декларация — информация о структуре цены в разрезе отдельных видов затрат.
Выписка из регистров аналитического учета (приложение № 4 к Приказу № 210н):
В п. 4 ПП РФ № 47 от 19.01.1998 указано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения, — да, для всех исполнителей гособоронзаказа это обязательно. Но есть и исключение. Если организация, выполняющая ГОЗ, финансируется за счет средств федерального бюджета и эти бюджетные трансферы подлежат казначейскому сопровождению, то правила детализированного бухучета не применяются.
Каковы правила ведения учета по ГОЗ
С 2019 года все организации, исполняющие заказы оборонного назначения, обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу по правилам Минфина РФ. Все перечисляемые целевые средства и производимые взаиморасчеты подотчетны Федеральному казначейству. Это и есть казначейское сопровождение госконтрактов.
Все получатели целевых средств (головные исполнители, исполнители) обязаны вести раздельный учет по каждому контракту. Уровень исполнителя на эту обязанность не влияет, а вот организационная форма — да: на предпринимателей правила раздельного учета не распространяются, юрлица обязаны вести его в любом случае. Инструкция, как вести раздельный учет по гособоронзаказу в 2023 году:
- Осуществляем раздельный учет доходов, расходов и активов. В этом перечне — деньги, имущественные права, основные средства и материальные запасы, нематериальные активы, дебиторская и кредиторская задолженность и другие бухгалтерские объекты.
- Правила закрепляем в учетной политике (ст. 8 ФЗ № 402 от 06.12.2011).
- Аналитику осуществляем по статьям затрат по действующим регистрам бухучета — отдельно по каждому госконтракту.
- Фактические затраты на исполнение соглашения группируются в регистрах аналитического бухучета (карточки затрат, калькуляционные статьи, ведомости).
- Накладные издержки включаем в себестоимость пропорционально базе распределения. Показатель распределения выбираем в соответствии с учетной политикой. Накладные расходы распределяем по каждому соглашению пропорционально срокам его исполнения. Все это оформляем бухгалтерской справкой (ОКУД 0504833) и расчетом суммы накладных расходов (приложение № 1 к Приказу № 210н).
- Используем первичные бухгалтерские документы в качестве оснований для записей в регистрах аналитического бухучета. В каждом таком документе указываем обязательные реквизиты и идентификатор госконтракта.
- Расписываем структуру цены, используя специальную расходную декларацию (приложение № 2 к Приказу № 210н).
Расходная декларация — это основание для дальнейших взаиморасчетов. Получатель целевых денег обращается в ТОФК за информацией, необходимой для формирования расходной декларации. Казначейство в течение 1 рабочего дня (не позднее следующей рабочей даты) предоставляет сведения о состоянии лицевого счета по плановым и фактическим показателям. Чтобы провести промежуточный (по этапу контракта) или окончательный расчет — получатель готовит расходную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов. Все это необходимо отправить в ТОФК в электронной форме. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Если техническая возможность отсутствует, то допускается бумажный вариант подачи.
Специалисты ТОФК проверяют предоставленные регистры и в случае положительного решения перечисляют денежные средства. Если вам откажут в финансировании, то придется исправить нарушения и заново передать документы на контроль в Казначейство.
Документы и разъяснения по теме
Реквизиты документа | Файлы |
---|---|
Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 | |
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 | |
Постановление Правительства № 2024 от 24.11.2021 | |
Письмо Минфина № 09-01-09/663 от 10.01.2020 |
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.