Раздельный учет затрат и формирование результатов по гособоронзаказу — это регистрация итогов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту в разрезе отдельных статей расходов. Его обязаны вести все предприятия, реализующие государственный оборонный заказ. С 2022 года действуют новые правила.
Скачать Постановление Правительства 47 о раздельном учете затрат |
Скачать Приказ Минфина № 210н от 10.12.2021 |
Скачать Приказ Минпромторга № 334 от 08.02.2019 |
Что изменилось в 2022 году
Еще перед началом нового финансового года вышел Приказ Минфина № 210н от 10.12.2021. Норматив утверждает порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу: учет затрат по ГОЗ у исполнителя ведется раздельно по каждому государственному и муниципальному контракту, контракту учреждения, договору, соглашению.
Правила, действовавшие в 2021-м, особо не изменились: порядок раздельного учета при госконтрактах привели в соответствие с законом о федеральном бюджете на 2022 г. и плановые 2023-2024 гг. № 390-ФЗ от 06.12.2021. Раздельный учет обязателен для получателей целевых средств по госконтрактам, контрактам, договорам и соглашениям. Бухучет ведется на основании учетной политики учреждения. Все доходы, расходы, обязательства, активы и иные объекты фиксируются раздельно — по аналитическим счетам, предусмотренным в учетной политике. Основание для проведения учетных операций — первичная документация в соответствии с 402-ФЗ от 06.12.2011. В каждом контракте и платежно-расчетных документах к нему указывается идентификатор договора.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как сформировать идентификатор госконтракта без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что такое раздельный учет
Государственный оборонный заказ осуществляется по правилам 275-ФЗ от 29.12.2012. Для всех предприятий, выполняющих ГОЗ, обязательна организация ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по госконтрактам. В нормативах разъясняется, что такое раздельный учет по ГОЗ, — детализированный бухучет подразумевает фиксацию оперативных результатов по разным аналитическим счетам и регистрацию расходов по каждому контракту. Отдельно учитываются заработная плата, налоги, аренда, закупка продукции и остальные затраты.
По правилам, раздельный учет затрат по гособоронзаказу ведут при выполнении работ и оказании услуг для заказчиков, представляющих оборонный комплекс. Целевые деньги выделяют, в том числе, и на поставку товаров в рамках государственного оборонного заказа, поэтому практика применения раздельного учета по 275-ФЗ в торговых организациях (если предприятие является исполнителем) не только распространена, но и обязательна.
Какими нормами регулируется
Законодательная база на 2022 год:
- 390-ФЗ от 06.12.2021;
- Приказ Минфина № 210н от 10.12.2021;
- Приказ министра обороны № 670 от 19.11.2018;
- Приказ Минпромторга № 334 от 08.02.2019;
- ПП РФ № 47: Постановление 47 по гособоронзаказу от 19.01.1998;
- ПП РФ № 2024 от 24.11.2021.
Кто обязан вести раздельный учет
Раздельный учет результатов ведут (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ):
- головной исполнитель — юридическое лицо, заключившее госконтракт с заказчиком по ГОЗ;
- исполнитель — организация, заключившая контракт с головным исполнителем и находящаяся с ним в кооперации.
Специалисты Минобороны неоднократно разъясняли, должен ли соисполнитель ГОЗ вести раздельный учет, — да, это обязательное требование, которое закреплено в 275-ФЗ и ПП РФ № 47. Обязанность ведения раздельного учета возлагается и на головных исполнителей, и на исполнителей. Если компания входит в кооперацию головного исполнителя и заключила контракт с таким головным исполнителем, ей необходимо вести раздельный учет затрат (ст. 3 275-ФЗ). И неважно, к какому уровню кооперации относится исполнитель: обязанность вести раздельный учет действует и для исполнителей второго уровня, и для исполнителей третьего уровня, и для остальных исполнителей из числа юрлиц.
В особом порядке проводят гособоронзаказ в бюджетном учреждении (письмо Минфина № 09-01-11/23314 от 25.03.2020). Правила ведения раздельного учета бюджетными организациями, выполняющими ГОЗ за счет средств федерального бюджета, не применяются, если используются средства, полученные по госконтрактам с казначейским сопровождением (п. 4 ПП РФ № 47).
Как вести раздельный учет по гособоронзаказу и при казначейском сопровождении
Обязанность вести раздельный учет спецсчетов и госконтрактов при казначейском сопровождении установлена для всех организаций. Вот как это работает: если у исполнителя открыт лицевой счет в Казначействе, он обязан регистрировать результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. Под казначейским сопровождением понимается открытие головным исполнителем (исполнителем) отдельного счета в территориальном отделении Федерального казначейства. Оплату за выполненный контракт заказчик перечисляет исполнителю на этот лицевой счет.
Все целевые средства находятся под контролем Федерального казначейства. Если вы работаете с целевыми деньгами, то обязаны учитывать затраты по правилам, установленным Минфином (совместное письмо Минфина и Казначейства № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019). Каким образом организовать эту процедуру, каждое предприятие решает самостоятельно. Порядок регистрации затрат закрепляют в учетной политике. Задача исполнителя — продемонстрировать заказчику, что раздельный учет ведется, и что он обеспечивает корректное ценообразование по госконтрактам.
Алгоритм таков:
- Организация получает целевые деньги из бюджета: субсидии юрлицам, взносы в уставный капитал, авансы и расчеты по госконтрактам (п. 2 ст. 5 390-ФЗ). Все эти средства подлежат обязательному казначейскому сопровождению.
- Заказчик до заключения контракта уведомляет головного исполнителя о необходимости открытия лицевого счета в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК). Головной исполнитель и исполнители из кооперации открывают отдельные счета в ТОФК.
- При казначейском сопровождении стороны обязаны включить в контракт условие о ведении раздельного учета по каждому соглашению, о распределении накладных расходов по срокам исполнения госконтракта и о раскрытии информации о структуре цены. Необходимо прописать в госконтракте и условия о режиме лицевых счетов, порядке санкционирования расходов и приостановления или открытия счетов и операций по ним и другие требования (п. 4 ст. 5 390-ФЗ).
- В процессе исполнения контракта специалисты ТОФК проводят мониторинг и запрашивают у головного исполнителя информацию о каждом привлеченном юридическом лице.
- После выполнения сторонами всех обязательств заказчик информирует ТОФК о полном исполнении госконтракта.
Это общий порядок, утвержденный основными нормативами на 2022 г. — 390-ФЗ и ПП РФ № 2024. Правила, как вести раздельный учет по гособоронзаказу в 1С 8.3 (бухгалтерия), приводятся в руководстве пользователя. Бухучет ведется в разрезе каждого контракта, договора, соглашения и по каждой статье затрат.
А в Приказе Минфина № 210н определено, что надо подготовить к каждому контракту по правилам раздельного учета.
Расчет суммы накладных расходов: в этой форме определяется база распределения накладных расходов по ГОЗ (приложение № 1 к Приказу № 210н).

Информация о структуре цены — расходная декларация (приложение № 2 к Приказу № 210н):

В приложении № 3 к Приказу № 210н закреплена ресурсная расходная декларация — информация о структуре цены в разрезе отдельных видов затрат.
Выписка из регистров аналитического учета (приложение № 4 к Приказу № 210н):

В п. 4 ПП РФ № 47 от 19.01.1998 указано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения, — да, для всех исполнителей гособоронзаказа это обязательно. Но есть и исключение. Если организация, выполняющая ГОЗ, финансируется за счет средств федерального бюджета, и эти бюджетные трансферы подлежат казначейскому сопровождению, правила детализированного бухучета не применяются.
Каковы правила ведения по ГОЗ
С 2019 года все организации, исполняющие заказы оборонного назначения, обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу по правилам Минфина РФ. Все перечисляемые целевые средства и производимые взаиморасчеты подотчетны Федеральному казначейству. Это и есть казначейское сопровождение госконтрактов.
Все получатели целевых средств (головные исполнители, исполнители) обязаны вести раздельный учет по каждому контракту. Уровень исполнителя на эту обязанность не влияет, а вот организационная форма — да: на предпринимателей правила раздельного учета не распространяются, юрлица обязаны вести его в любом случае. Инструкция, как вести раздельный учет по гособоронзаказу в 2022 году:
- Осуществляем раздельный учет доходов, расходов и активов. В этом перечне — деньги, имущественные права, основные средства и материальные запасы, нематериальные активы, дебиторская и кредиторская задолженность и другие бухгалтерские объекты.
- Правила закрепляем в учетной политике (ст. 8 ФЗ № 402 от 06.12.2011).
- Аналитику осуществляем по статьям затрат по действующим регистрам бухучета — отдельно по каждому госконтракту.
- Фактические затраты на исполнение соглашения группируются в регистрах аналитического бухучета (карточки затрат, калькуляционные статьи, ведомости).
- Накладные издержки включаем в себестоимость пропорционально базе распределения. Показатель распределения выбираем в соответствии с учетной политикой. Накладные расходы распределяем по каждому соглашению пропорционально срокам его исполнения. Все это оформляем бухгалтерской справкой (ОКУД 0504833) и расчетом суммы накладных расходов (приложение № 1 к Приказу № 210н).
- Используем первичные бухгалтерские документы в качестве оснований для записей в регистрах аналитического бухучета. В каждом таком документе указываем обязательные реквизиты и идентификатор госконтракта.
- Расписываем структуру цены, используя специальную расходную декларацию (приложение № 2 к Приказу № 210н).
Расходная декларация — это основание для дальнейших взаиморасчетов. Получатель целевых денег обращается в ТОФК за информацией, необходимой для формирования расходной декларации. Казначейство в течение 1 рабочего дня (не позднее следующей рабочей даты) предоставляет сведения о состоянии лицевого счета по плановым и фактическим показателям. Чтобы провести промежуточный (по этапу контракта) или окончательный расчет, получатель готовит расходную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов. Все это необходимо отправить в ТОФК в электронной форме. Документы подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП. Если техническая возможность отсутствует, то допускается бумажный вариант подачи.
Специалисты ТОФК проверяют предоставленные регистры и в случае положительного решения перечисляют денежные средства. Если вам откажут в финансировании, придется исправить нарушения и заново передать документы на контроль в Казначейство.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О включении в проект госконтракта условий о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности организациями, выполняющими госзаказ |
Письмо Минфина № 09-01-09/663 от 10.01.2020 |
Скачать |
Об авторе этой статьи

- Бухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2022.06.28Документы поставщикаКогда подрядчикам в строительных закупках нужен допуск СРО
- 2022.06.27ЕИСКак изменить план закупок или план-график после публикации в ЕИС
- 2022.06.24ОбразцыЗаключение о форс-мажоре: что это и как получить
- 2022.06.23ОбразцыКак заполнять формы КС-2 и КС-3: инструкция и образцы
Добрый день.Мы – соисполнитель ГОЗ NN-ного уровня. Спец. счёт не открывали (от исполнителя предыдущего уровня не было соотв. уведомления + стоимость сделки – 365 тысяч рублей, т.е. – в рамках лимита (3 млн. руб.) в соотв. с пп. «з» п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ) и оплата прошла с отдельного счёта на иной (наш расчётный) счёт. Т.е. мы – получатель целевых средств, которые предоставлены по договору с указанием ИГК, подписанному с покупателем и для нас обязателен раздельный учет.Поскольку мы – торговая компания (не производственная), а товар, поставляемый в рамках ГОЗ – заказной (не из нашего сформированного складского запаса), должны ли мы требовать заключения соотв. контракта (доп. соглашения) и указания ИГК в отгрузочных документах у нашего поставщика, где мы приобретаем товар в рамках ГОЗ? Оплату за него мы перечисляли с расчётного – на расчётный счёт поставщика, без заключения контракта (доп. соглашения) с указанием ИГК (наш поставщик, попросту, отказался от всего этого).Получается, последний – не получатель целевых средств? и цепочка исполнителей замыкается на нас? Если мы поставим товар, приобретённый таким образом, будет ли нарушение с нашей стороны 275-ФЗ и, если будет, под какую ответственность оно подпадает: https://xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/141/39524/91/4119/4121/18730/48194.html – ?Ещё один вопрос: каким образом проверяются сделки по ГОЗ надзорными органами в этой области: отслеживается ли хронология, когда был заключен контракт, когда приобретён поставляемый по нему товар?Т.е., если мы приобрели товар после заключения контракта, а потом поставили покупателю в рамках ГОЗ, мы не можем говорить, что отгрузили из складского запаса?Спасибо.
47 Постановление Правительства РФ о раздельном учете действует почти 25 лет и остается ключевым нормативом, определяющим порядок детализации учета затрат по ГОЗ. ПП РФ № 47 неоднократно обновляли. В 2022 году действует редакция от 22.06.2019.