Заключение контракта на поставку впоследующем сопровождается процессом осмотра и принятия товара. В случае нарушения условий сделки применяется возврат товара покупателем поставщику по согласованным нормам. Грамотная процедура взаимодействия сторон помогает лояльно разрешить возникающий спор, сохранив будущие договорные связи.
Случаи, когда можно вернуть товар поставщику
Заключая контракт, стороны определяют порядок и причины возврата. Случаи, при которых производится возврат некачественного товара поставщику, различаются в зависимости от обстоятельств существующих правоотношений:
- несоответствие поставленной продукции требованиям, определенным в контракте;
- отсутствие тары или упаковки;
- непредоставление сопроводительных документов;
- отсутствие документов, подтверждающих качество или проведение испытаний;
- нарушение комплектности;
- несоответствие требованиям ГОСТ или актам, устанавливающим нормы изготовления.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали что может требовать покупатель в случае поставки некачественного товара. Используйте эти инструкции бесплатно.
Вместе с контрактными условиями законодательно устанавливаются случаи, при которых возможен отказ. Гражданский кодекс РФ не регламентирует отдельной главой, как сделать возврат товара поставщику, применяются общие нормы ст. 506-524 ГК РФ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Например, п. 3 ст. 511 ГК РФ определяет: покупатель, уведомив поставщика, вправе отказаться от принятия продукции, если просрочена поставка.
Обратимся к практике и посмотрим, какие причины расторжения или изменения договорных условий по поставке товара указывают стороны по государственным контрактам, регулируемым Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Документ суда | Фабула по делу |
---|---|
По государственному контракту поставлен строительный материал, перечень которого согласован в спецификации. На приемке выявлено отсутствие защитного материала, из-за чего поверхность всей партии материалов имеет дефекты. Не предоставлены документы, подтверждающие качество и безопасность груза. Не совпадает производитель материалов с указанным в контракте. | |
Медицинскому учреждению поставлена партия расходного материала. По результатам рассмотрения дела возврат качественного товара поставщику не обсуждался. По результатам проведенной экспертизы технические показатели не соответствуют показателям, определенным первоначально. | |
В учреждение поставлен товар, не соответствующий требованиям заранее определенного регламента ТР ТС 033/2013 и ГОСТа 32261-2013. Не соблюдены требования технического задания документации. |
Как вернуть качественный товар
Продукция, полученная по контракту, может и соответствовать определенным требованиям качества и ГОСТ. Технически сложная продукция поставляется по установленным условиям комплектности. В случае несоответствия количества поставляемых компонентов, без которых дальнейшее использование невозможно, покупатель вправе отказаться от принятия партии. Представленная ниже инструкция возврата товара поставщику поможет соблюсти порядок необходимых действий:
- Уведомляем поставщика о недопоставке.
- Направляем рекламацию.
- Подписываем соглашение о возврате.
Рекламация и соглашение не имеют установленной законом формы. По условиям контракта, стороны вправе установить образцы таких документов в качестве приложений. По п. 65 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, участники контракта вправе установить исключительные адреса для отправки юридически значимых сообщений. Нормы права, косвенно регулирующие возврат товара поставщику в 2022 году, не претерпели изменений.
Как вернуть некачественный товар
После прибытия груза получателю производится его осмотр. Рассмотрим, как оформить возврат товара поставщику, придерживаясь следующего алгоритма:
- Фиксируем несоответствие предмета поставки (составляется акт).
- Извещаем вторую сторону (направляем претензию, указываем, какие нормы нарушены, определяем требования и срок ответа от контрагента).
- Ожидаем ответа поставщика (в зависимости от обстоятельств дела, контрагент принимает решение о возврате денежных средств и отправке груза).
Если иное не установлено контрактом, рекомендуем оформлять претензию в письменном виде. Подписывает документ лицо, действующее без доверенности от имени организации или иной уполномоченный сотрудник. Отправка претензии производится посредством использования почтовой службы, электронной почты в виде образа электронного документа или посредством электронного документооборота. Для подтверждения факта несоответствия вместе с претензией направьте фото или видеоматериалы. В случае особой технической сложности груза участники сделки заключают договор возврата товара поставщику, обязательных требований к нему не установлено, распространяются общие нормы права. Стороны определяют порядок и периоды возврата партий груза.
Какие документы понадобятся при возврате
В случае нежелания дальнейшего сотрудничества вместе с требованием о возврате денежных средств сторона направляет уведомление об одностороннем расторжении контракта или двухстороннее соглашение. На законодательном уровне документы, оформляемые при возврате товара поставщику, не установлены, стороны руководствуются нормами сделки. Из бухгалтерских документов покупатель возвращает товарную накладную, оформляется скорректированный счет-фактура или корректировочный документ на возврат.
Об авторе этой статьи

- Работаю юрисконсультом. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.
Участники сделки самостоятельно определяют контрольные периоды времени для совершения правовых действий. Например, устанавливая срок возврата товара поставщику, стороны руководствуются принципами разумности, учитывая время, необходимое на осмотр или скоропортящиеся свойства.