Тендер на транспортные услуги — это выбор исполнителя по транспортировке грузов, организации регулярных пассажирских рейсов или воинских перевозок. Для каждого вида транспортировки — свои особенности определения поставщика и исполнения контракта.
Скачать федеральный закон №220-ФЗ от 13.07.2015 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа |
Скачать постановление правительства №112 от 14.02.2009 о правилах перевозок пассажиров и багажа |
Скачать постановление правительства №433 от 11.04.2018 о правилах закупок у единственного поставщика услуг по военным перевозкам |
Выбираем ОКПД2
Транспортные услуги относятся к разделам №49–52 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2):
- Перевозка грузов и пассажиров железнодорожным или автотранспортом (в т.ч. госзакупки такси), аренда авто, услуги насосных станций включены в раздел №49 ОКПД2 «Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта».
- Грузовые и пассажирские перевозки морским транспортом (в т.ч. буксировка), аренда и лизинг — в раздел №50 ОКПД2 «Услуги водного транспорта».
- Перевозка грузов и пассажиров воздушным транспортом (в т.ч. аренда), лизинг, запуск ракет — в раздел №51 ОКПД2 «Услуги воздушного и космического транспорта».
- Вспомогательные работы отнесены к разделу №52 ОКПД2 «Услуги по складированию и вспомогательные транспортные услуги».
Выбираем способ определения поставщика
Разделы ОКПД2 №49 «Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта», №50 «Услуги водного транспорта», №52 «Услуги транспортные вспомогательные» включены в аукционный перечень, который утвержден распоряжением №471-р. Это значит, что закупка услуг перевозки грузов и пассажиров преимущественно проводится электронным аукционом. Допустимы иные способы, кроме конкурсов, если это не противоречит 44-ФЗ.
Исключения из правил:
- перевозка пассажиров сухопутным транспортом (ОКПД2: 49.1, 49.39.11, 49.31.21);
- трубопроводный транспорт и связанные с ним работы (ОКПД2: 49.5, 52.21.3);
- предоставление информации на железнодорожных вокзалах (ОКПД2 52.21.19.114).
Услуги, которые включены в раздел №51 ОКПД2 «Услуги воздушного и космического транспорта» не входят в этот перечень, тендер допустимо проводить как открытый конкурс.
Транспортные услуги, которые связаны с визитами международных (в т.ч. правительственных) делегаций и обеспечением работы госохраны, закупаются способом — у единственного источника (п. 20, 21 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). На воинские перевозки распространяется то же правило (п. 50 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Определяем НМЦК
Методика определения стартовой цены тендера на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом изложена в распоряжении №АС-131-р.
Расчет цены контракта проводится с учетом положений 220-ФЗ, который предусматривает использование тарифов (ст. 14 220-ФЗ, ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ).
Формулу расчета цены тендера выбираем в соответствии с п.3 порядка определения НМЦК, который определен приказом Минтранса №158. Выбор формулы зависит от того, кто является получателем денежных средств, которые выручены за проезд, — госзаказчик или подрядчик.
В соответствии с приказом Минтранса №158 максимальная себестоимость 1 км пробега транспортных средств определяется как сумма:
- расходов на оплату труда водителей и кондукторов;
- отчислений на социальные нужды;
- расходов на топливо;
- затрат на смазочные и прочие вспомогательные материалы;
- оплаты техобслуживания и ремонта;
- иных расходов.
Пример обоснования:
Пример расчета:
Расчет и обоснование закупки грузоперевозки и других пассажирских перевозок проводится в соответствии с методикой, которая утверждена приказом Минэкономразвития №567.
Составляем документацию
При составлении документации на тендер на пассажирские перевозки, заказчик вправе установить дополнительные требования к подрядчику.
В соответствии с положениями 99-ФЗ, наличие лицензии требуется на работы:
- по транспортировке водным, морским транспортом пассажиров и опасных грузов;
- пассажирские автобусные перевозки;
- ж/д пассажирские перевозки и ж/д транспортировка опасных грузов;
- разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте, водном транспорте, в морских портах;
- буксировка морским транспортом.
Конкурсная закупка проездных билетов на городской автотранспорт по 44-ФЗ содержит разделы (п. 3 ч. 2 ст. 54.3 44-ФЗ, ч. 5 ст. 14 220-ФЗ), которые регламентируют:
- обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;
- назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику;
- порядок оплаты фактического объема работ в пределах лимита, который установлен государственным контрактом.
Описываем объект закупки
Включите в техническое задание на предоставление транспортных услуг:
- параметры маршрута;
- характеристики транспортных средств, которые будут использоваться при исполнении контракта;
- действующие ГОСТы и нормативы (например — ГОСТ Р 51004-96, ГОСТ Р 51005-96, ГОСТ Р 51709-2001);
- требования к качеству и безопасности (соответствие транспортировки положениям 220-ФЗ, 259-ФЗ и пр.);
- место передачи автомобиля (при аренде), т.к. аукционная документация с самовывозом транспорта обязательно содержит это условие.
Учитывайте при подготовке технического задания последние изменения правил перевозок:
- Продлен на год срок вступления в силу обязательных требований по оснащению транспортных средств категорий М2, М3, N для транспортировки опасных грузов средствами навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (постановление №597).
- Действие правил оснащения транспортных средств категорий M2, M3, N для транспортировки опасных грузов аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS приостановлено до 31.05.2021 (постановление №877).
- При перевозке детей не применяются дополнительные требования к году выпуска автобусов до 30.06.2021 и требования к оснащению автобусов средствами навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS до 31.05.2021 (постановление №1177).
Составляем проект контракта
При подготовке проекта контракта на пассажирские или грузоперевозки по 44-ФЗ обязательно включите в него обязанность подрядчика:
- оформить сертификат одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта №19);
- проводить техосмотр транспортных средств (ФЗ №170);
- самостоятельно оформлять полисы ОСАГО, вести путевые листы и следить за наличием прав на управление автомобилем у водителей;
- соблюдать все необходимые нормы безопасности;
- информировать заказчика о местонахождении груза;
- заменять неисправный автомобиль в определенный срок.
Типовая форма контракта на регулярные пассажирские перевозки по 44-ФЗ наземным электрическим транспортом утверждена приказом Минтранса №48.
Особенность такого контракта — наличие дополнительных разделов:
- контроль за наличием у подрядчика транспортных средств, предусмотренных контрактом;
- порядок перевода заказчику денежных средств, которые выручены подрядчиком при реализации билетов;
- широкий перечень приложений, которые регламентируют порядок оказания услуг и их приемки (параметры маршрута, отчет о реализации билетов, изменение параметров маршрутов и т.п.).
Выбираем победителя
Метод выбора поставщика зависит от способа закупки.
При проведении тендеров, где основным критерием является цена, заказчик выбирает участника, предложившего наиболее выгодные условия сотрудничества (электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений).
В конкурсах дополнительно учитываются нестоимостные критерии. Вот как стать поставщиком транспортных услуг по итогам конкурса:
- подать заявку с наименьшей ценой;
- предложить лучшие условия исполнения контракта.
Принимаем и оплачиваем
Приемка работ производится в строгом соответствии с условиями контракта на основании:
- акта приемки выполненных работ;
- документа, который подтверждает фактическое выполнение условий договора при пассажирских перевозках (например, отчет о реализации билетов);
- иные документы, которые предусмотрены контрактом.
При приемке все разногласия решаются с помощью доказательств — записи камер фото- или видеофиксации движения, данных системы навигации и т.п.
Об авторе этой статьи
-
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)
В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.
Другие публикации автора
- 2024.01.16НовичкамМожно ли узнать, кто подал заявку на электронный аукцион
- 2023.12.28223-ФЗИнструкция по регистрации на площадке РТС-тендер для работы по 223-ФЗ
- 2023.11.30Инструкции для бухгалтераИнструкция по взысканию пеней и штрафов по 44-ФЗ
- 2023.11.29Торговые площадкиКак поставщику зарегистрироваться на площадке «Заказ.РФ»