Автотранспортные средства или оборудование, которые есть в собственности заказчика, требуют регулярного обслуживания. Приобретение запчастей по 44-ФЗ нужно для поддержания работоспособности и восстановления оборудования. Такие закупки имеют особенности проведения.
Скачать образец заявки на приобретение запчастей для автомобилей и стоимость работ, разработанной ФГБОУ ВО НИУ «МЭИ» |
Особенности описания объекта госзакупки
При описании объекта госзакупки запрещено указывать товарный знак или знак обслуживания без использования в описании словосочетания «или эквивалент». При составлении технического задания на поставку запасных частей и расходных материалов (ЗЧРМ) из этих правил есть исключения. Не указывается эквивалент, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, в следующих случаях:
- несовместимость товаров с другими товарными знаками;
- эксплуатация машин и оборудования заказчика в соответствии с технической документацией.
Правильное описание облегчает контроль за исполнением контракта, где находится приемка контрактных автозапчастей по их качественным и количественным характеристикам.
Например, в данном техническом задании мы бы рекомендовали более подробно описать невозможность применения эквивалента:
В описании объекта целесообразно использовать установленные стандартами и техническими регламентами:
- показатели;
- требования;
- условные обозначения;
- терминологию.
Учитывая товарные особенности запасных частей и автомобильных аксессуаров, в описание объекта госзакупки стоит включить следующие данные:
- модель, маркировку и производителя;
- требование по поставке оригинальной модели;
- ссылку на модель оборудования (отдельного устройства), вместе с которым товар используется;
- документацию производителя для обоснования запрета на использование эквивалента;
- торговую номенклатуру запасных частей к автотранспорту.
На вопрос, указывать ли каталожные номера в документации по 44-ФЗ, ответ отрицательный. Такое указание расценивается контролерами как нарушение законодательства (письмо Минэкономразвития России от 18.07.2016 № Д28и-1825).
Особенности закупок запчастей без объема
В большинстве случаев заказчики проводят закупку запасных частей путем так называемых «закупок без объема».
В ходе исполнения контракта заказчик выбирает из составленного им списка продукции необходимые ему позиции в пределах имеющегося бюджета. Объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и бывает любым. Ограничен такой объем только бюджетом заказчика под данную закупку. В ТЗ при подобной закупке включаются запасные части и материалы (письмо Минфина № 24-02-07/79982 от 01.12.2017):
- подлежащие обязательной замене;
- требующие замены наиболее часто.
При поставке запасных деталей в ЕИС указывают следующую информацию:
- начальная цена единицы;
- начальная сумма цен единиц товаров;
- максимальное значение цены контракта.
Величины определяются требованиями к закупаемым ТРУ (ст. 19 44-ФЗ) и обоснованной по правилам ценой единицы товара (ст. 22 44-ФЗ).
Применение ПП РФ № 616
При закупке автомобильных шин по 44-ФЗ в 2023 применяется код ОКПД2 22.11.11.000. Как видим, к этому коду применяют запрет на покупку иностранных товаров согласно ПП РФ № 616. Изучив приложение к постановлению, становится понятно, что в основном ко всем ЗЧРМ применяют этот запрет. Но этот запрет не применяется в случае необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки.
В подобных закупках часто стоит требование об обеспечении гарантийных обязательств. Заказчики в каждом контракте прописывают гарантийные обязательства и ответственность поставщика за нарушение их исполнения. Регламент установления и применения прописан в гражданском законодательстве. Гражданский кодекс регулирует гарантию на качество реализуемой продукции (ст. 470 ГК РФ).
При заключении контракта на поставку запасных частей заказчики часто пользуются своим правом, в соответствии со ст. 51 44-ФЗ, и увеличивают цену контракта до НМЦК от поданного поставщиком предложения. Вот примеры таких контрактов: реестровый номер 3253812795322000051 — как видим, победитель предложил цену в 2 052 000,00 рублей, а контракт заключен на 2 399 942,26 рублей.