Содержание
Собственник электронной подписи несет ответственность за использование ее третьими лицами. Чтобы обезопасить себя и зафиксировать пользование, составляют акт приема-передачи электронной подписи, в котором указывают ФИО получателя и дату составления. Рассказываем, как оформить такой акт.
Скачать акт прием-передачи ключа ЭЦП в Word (пустой шаблон) |
Скачать образец акта приемки-передачи ЭЦП между организациями |
Скачать образец акта приема-передачи флешки с ЭЦП от директора бухгалтеру |
Передача ЭЦП другому лицу и закон
Порядок работы с ЭП регламентирует ФЗ № 63 «Об ЭП» от 06.04.2011. Закон закрепляет, что ЭП служит для идентификации ее собственника. Сертификат позволяет достоверно установить, кто подписал документ. При оформлении в сертификат вносят паспортные данные подписанта.
Поскольку электронная подпись персонализирована, предполагается, что использовать ключ вправе его собственник, чьи паспортные данные внесли в сертификат. Статья 10 ФЗ № 63 от 06.04.2011 обязывает подписанта обеспечить конфиденциальность ЭП.
Закон не содержит прямого запрета на его использование иным гражданином, санкция за передачу электронной подписи не предусмотрена. Указанная ст. 10 ФЗ № 63 требует конфиденциальности и одновременно закрепляет, что владелец обязан не допускать случаев использования ключа посторонними без его согласия. Таким образом, при согласии владельца подпись вправе использовать третье лицо.
Порядок передачи носителя ЭЦП
Закон не закрепляет порядок вручения носителя от владельца другому человеку. На практике составляют акт приема-передачи ключей Рутокен, закрепляя в нем ФИО того, кому вручили носитель, и дату начала пользования.
Наиболее распространены случаи перемещения ключей внутри организации:
- от директора бухгалтеру для сдачи отчетов;
- специалистам по закупкам между работниками подразделения;
- от директора заместителю на период отсутствия и пр.
Документальная фиксация позволит владельцу ЭП обезопасить себя от несанкционированного и несогласованного подписания документации, а при возникновении спорных ситуаций доказать, что ключом распоряжался другой человек. Это не освободит владельца ключа от ответственности в случае нарушения подписантом законодательства. Исключение — если ЭЦП воспользовались без согласия владельца.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как предоставить физлицу право подписывать документы от имени организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как оформить акт
Единая форма акта према-передачи ЭЦП для юридического лица или для физических лиц законом не утверждена. Документ составляют в свободной форме. При оформлении используют чистый лист формата А4.
Составляя акт о передаче средств электронной подписи документов, в бланк вносят сведения:
- ФИО и паспортные данные передающего и принимающего лица;
- при использовании внутри организации указывают ее наименование и должности сотрудников;
- формат ЭЦП: флэш-накопитель, электронный файл и пр.;
- цель использования ЭП третьим лицом;
- дату передачи;
- допустимо зафиксировать дату, до наступления которой необходимо вернуть носитель владельцу.
Готовый акт приема-передачи электронной подписи директора главному бухгалтеру или другому сотруднику, сотрудников между собой подписывают стороны, участвующие в передаче ключа. Не допускается подписание документа директором вместо сотрудников. Требуется личная подпись передающей и принимающей стороны.
Вот шаблон документа:
________________________________________ (наименование организации) г. _____________________ «_____» _______________ 2022 г. __________________________________________(ФИО), паспорт: серия: ______ № ______________, выдан «___»_________ ____ г. _______________________, код подразделения: ___-___, зарегистрированн__ по адресу: ______________________________, являющ___ владельцем ЭП, и ________________________, паспорт: серия: ______ № ______________, выдан «___»_________ ____ г. ___________, код подразделения: ___-___, зарегистрированн__ по адресу: ___________________________, пришли к соглашению о нижеследующем:
Подписи: Передал: _______________________ Принял: ________________________ |
А это образец акта приема-передачи Рутокена для электронной подписи внутри организации:

Может пригодиться: инструкция по копированию ЭЦП на разные носители
Об авторе этой статьи

- В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.
Другие публикации автора
- 2023.03.24РеестрыПеречень субъектов МСП: что это такое и зачем он нужен
- 2023.02.13ОбразцыКак оформить доверенность на получение и использование электронной подписи
- 2023.01.26Документы поставщикаДекларируем отсутствие сведений в реестре иноагентов правильно
- 2023.01.09Банковские гарантииКак и когда происходит возврат банковской гарантии
Имейте в виду, что ответственность за использование ЭЦП другим лицом несет её собственник! Если посторонний человек подпишет документы, не соответствующие закону, то накажут владельца подписи. Исключение – если владелец докажет, что ключом завладели неправомерно.