Реорганизация муниципальных предприятий — это изменение организационно-правовой формы юридического лица с ГУП или МУП на иную форму. К 2025 году большинство унитарных организаций всех уровней будет либо преобразовано, либо ликвидировано.
Причины реформы
Реформа ГУП и МУП началась с указа президента №618 от 21 декабря 2017 года. В этом документе президент провозгласил развитие конкуренции одной из приоритетных задач госуправления. В рамках поощрения этого развития планируется принять ряд мер, в частности, упоминает указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов как одной из таких мер.
В развитие этой идеи 27 декабря 2019 года принят закон №485-ФЗ, внесший изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года об унитарных предприятиях и установивший, когда произойдет ликвидация ФГУПов или их реорганизация.
Реформа унитарных предприятий ориентирована на защиту конкуренции и укрепление контрактной системы. В деятельности ГУП и МУП имеется ряд проблем:
- множество унитарных предприятий работают на конкурентных рынках, таких как сфера ЖКХ, фармацевтика и многие другие, но имеют преимущественное по сравнению с «частниками» положение, например пользуются информационными ресурсами учредителей, получают субсидии из бюджета — такое положение вещей ограничивает конкуренцию;
- учредители ГУП и МУП нередко используют их для обхода контрактной системы — передают им деньги в качестве субсидий и не проводят закупки по 44-ФЗ, а ТРУ для нужд учредителя закупает подконтрольная организация; реорганизация государственных предприятий позволит прекратить эту практику.
Суть реформы ГУП и МУП заключается в том, чтобы ликвидировать или реорганизовать большинство имеющихся предприятий и существенно ограничить создание новых. Законодатель формулирует условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия в ходе реформирования системы.
Срок ликвидации
Разработанная реформа не предполагает быструю ликвидацию ГУПов и МУПов — законодатель дает возможность организациям проанализировать работу и выполнить преобразование таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально сохранить рабочие места, а с другой — повысить эффективность деятельности.
В соответствии с действующей редакцией 161-ФЗ ликвидация муниципального предприятия или государственной унитарной организации проводится в течение длительного периода — до начала 2025 года.
Если МУП или ГУП не проведет процедуру в течение этого периода, организацию ликвидируют через суд по иску ФАС.
Законодатель указывает на то, что ликвидация МУПов до 2025 года — это не конечная точка реформы. Отмечается, что после 1 января 2025 года ФАС вправе выдать предприятию предписание о ликвидации. Такая ситуация возможна, если на период проведения основной реформы организация была субъектом естественной монополии — такие ГУП и МУП не ликвидируются, — а затем рынок стал конкурентным.
Кого не коснется
Реформа ГУП и МУП не коснется организаций, перечисленных в п. 4 ст. 8 161-ФЗ: ни ликвидация, ни реорганизация ФГУП с перечисленными субъектами не случится. В перечень включены организации, которые:
- перечислены в постановлении правительства №1148 от 31 июля 2020 г.;
- работают в области мобилизационной подготовки и мобилизации, транспортной безопасности, международных отношений, в сфере государственной охраны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности водных объектов, деятельности нацгвардии, ФСБ;
- являются субъектами естественных монополий, так решен вопрос, ликвидируются ли МУПы с естественной монополией, — нет, не ликвидируются;
- обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- работают в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- работают за пределами территории Российской Федерации;
- связаны с обращением с радиоактивными отходами.
Абсолютный запрет на создание унитарных предприятий, относящихся к одной из этих категорий, не устанавливается — такие МУП и ГУП продолжают создаваться, а существующие не претерпят реорганизации.
Как ликвидировать
Статья 61 Гражданского кодекса РФ допускает порядок ликвидации унитарного предприятия через решение учредителя и судебный порядок. В ходе проведения реформы ГУП и МУП приоритетным является первый порядок ликвидации — учредитель является тем лицом, кто может ликвидировать МУП или ГУП. Судебный порядок реализуется, если учредитель не примет такого решения до 2025 года.
Применяется следующая пошаговая инструкция по ликвидации МУП и ГУП:
Шаг 1. Принятие учредителем принципиального решения о ликвидации.
Шаг 2. Передача информации в органы госрегистрации.
Шаг 3. Учреждение ликвидационной комиссии.
Шаг 4. Комиссия формирует порядок выплат долгов кредиторам организации и передает эту информацию на публикацию в СМИ. Сделать это необходимо в течение двух с момента заявления о ликвидации.
Шаг 5. Формирование промежуточного баланса.
Шаг 6. Осуществление выплат.
Шаг 7. Составление окончательного баланса и его утверждение учредителем.
Шаг 8. Если после расчетов с кредиторами осталось какое-то имущество, его передают учредителю.
Как реорганизовать
Порядок реорганизации предприятий урегулирован ст. 57 ГК РФ и правилами 161-ФЗ.
Принята следующая пошаговая инструкция по реорганизации МУП в ООО: Шаг 1. Принятие решения. Шаг 2. Составление устава будущей организации и передаточного баланса. Шаг 3. Передача информации о том, что проводится реорганизация муниципальных предприятий или государственных предприятий, в органы госрегистрации. Шаг 4. В некоторых случаях следует уведомить кредиторов ГУП или МУП о проводимой реорганизации и согласовании порядка погашения задолженностей. Шаг 5. Получение итоговых регистрационных документов.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ