Основания для применения неустойки и ее размер важен и для заказчиков, и для поставщиков. Но если стороны вспоминают о штрафах, когда условия контракта уже нарушены, то контролеры находят ошибки уже в проекте договора.
Ошибка 1. Не ограничен размер штрафа, а для пени введен лимит
Представители Хабаровского УФАС в Решении от 09.03.2021 № 7-1/45 по делу N 027/06/64-208/2021 напоминают, что в тексте договора нельзя вводить предельную сумму, связанную с ценой контракта, в отношении пени. Это допустимо только в случае, если заказчик вводит штрафы за нарушение ранее достигнутых соглашений, соглашаются с коллегами сотрудники Ростовского УФАС (Решение от 18.03.2022 по делу № 061/06/99-328/2022).
В свою очередь ФАС России в Решении от 26.07.2021 по делу № 21/44/99/129 напомнило заказчикам, что в проекте контракта обязательно прописывают условия о предельном лимите санкций. Это предусмотрено п. 12 правил определения размера штрафа (утв. Постановлением Правительства от 30.08.2017 № 1042).
Ошибка 2. Указан размер штрафа без учета изменений цены контракта на аукционе
Заказчик, который в проекте договора не указывает размеры наказаний для всех возможных значений цены контракта, нарушает закон. К такому выводу пришли проверяющие из Приморского, Ставропольского и Вологодского УФАС. Контролеры уточнили: установление единого размера штрафа не соответствует смыслу аукциона — способу закупки, когда возможности снижения цены не ограничены.
Подробности в документах:
- Решение Приморского УФАС России от 28.12.2021 № 025/06/64-1619/2021;
- Решение Ставропольского УФАС России от 10.09.2021 по делу № 026/06/64-2022/2021;
- Решение Вологодского УФАС России от 28.12.2020 № 035/06/31-701/2020.
Ошибка 3. Предусмотрен «старый» способ расчета санкций
Несколько региональных управлений ФАС решили, что недопустимо использовать в документации понятие «ставка рефинансирования», которое фигурировало в прежних редакциях закона № 44-ФЗ. Сейчас оно заменено формулировкой «ключевая ставка». Такой подход нарушает правила, посчитали в Красноярском (см. Решение от 31.03.2021 № 024/06/105-731/2021) и Саратовском (см. Решение от 12.05.2020 № 064/06/34-668/2020) УФАС.
Но в практике встречается и другой подход. Так, при вынесении Решения от 14.04.2020 по жалобе № 473-11411-20/4 Самарское УФАС не увидело нарушений, поскольку использование в документации устаревшей терминологии никоим образом не нарушало права участников закупки и не могло повлиять на ее результаты.
Ошибка 4. Не введен штраф за отказ от предоставления документов или информации
В последние два года встречались случаи, когда антимонопольщики наказывали заказчиков за то, что они не устанавливали санкции за нарушение нестоимостных обязательств.
Так, проверяющие из признают нарушением ситуацию, когда заказчик не устанавливает санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств без стоимостного выражения, как это прописано в п. 6 правил определения размера штрафа. В частности, в документации отсутствовало наказание за отказ исполнителя передать требуемые документы. Такие выводы представлены в Решении Мордовского УФАС России от 14.12.2021 по делу № 013/06/54.3-679/2021 и Решении Красноярского УФАС России от 23.09.2021 № 024/06/105-2378/2021.
ФАС России тоже требует оговаривать в контрактах ответственность по нестоимостным обязательствам, в том числе прописывать санкции за непредоставление информации обо всех соисполнителях и субподрядчиках, которые будут работать по контракту (см. Решение от 12.11.2021 по делу № 28/06/105-1218/2021).
За подобные нарушения антимонопольщики вправе привлечь заказчиков к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Наказание по ней предусмотрено в фиксированном размере только для должностных лиц — 3000 рублей.
Об авторе этой статьи
- В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ активно сотрудничаю с российской онлайн-прессой, с 2014 г. пишу для проектов PPT.ru и clubtk.ru. "Своими" считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.
Другие публикации автора
- 2023.09.29Контроль закупокСписок аффилированных лиц: как составить и что учесть
- 2023.07.20Контроль закупокСписок автомобилей для параллельного импорта
- 2023.07.17Контроль закупокПрофессиональные жалобщики по 44-ФЗ: чем опасны и как с ними бороться
- 2022.07.26ЗаявкиКак ошибались заказчики при оценке заявок: обзор нарушений