Содержание
Организация бюджетного учета исполнения бюджета представляет собой сложный многоступенчатый процесс. В нем участвуют распорядители, получатели бюджетных средств и Казначейство. Но задача заказчика сводится к минимуму: ему необходимо проводить закупки, регистрировать контракты и платить поставщикам. Разбираемся, как учитывать исполнение бюджета.
Как организован учет исполнения бюджета
Нормативно порядок учета операций по исполнению бюджета, регистрации бюджетных и денежных обязательств получателей бюджетных средств регулируется Приказом Минфина № 258н от 30.10.2020. В процессе исполнения бюджета участвуют:
- администраторы — те, кто управляет бюджетными средствами;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств — те, кто выделяет деньги и доводят их до получателей;
- получатели средств бюджета — бюджетники, казенные и автономные учреждения, организации и ИП — производители товаров, работ, услуг, которых финансируют из бюджета;
- финансовые органы, Казначейство — те, кто контролирует исполнение бюджета и санкционирует расходы.
Суть процесса такова: администраторы работают с информацией о бюджете и перераспределяют финансовые потоки, руководствуясь действующим законодательством. Например, закон о бюджете на 2023 г. и плановые 2024-2025 гг. — № 466-ФЗ от 05.12.2022. Законодательный акт ежегодно обновляют.
Распорядители бюджетных средств (часто это учредители бюджетных организаций-заказчиков) получают информацию о потребностях подведомственных учреждений в финансировании. Они изучают экономическую обоснованность запроса и выделяют деньги для работы в текущем финансовом году.
Получатели тратят деньги на зарплату, налоги, закупки — это финансово-хозяйственная деятельность учреждения. Порядок исполнения бюджета на текущий год и двухлетний плановый период отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности. Кроме бюджетных средств, в ПФХД включают и внебюджет — доходы от платных услуг организации.
После того как заказчику утвердили лимиты и довели финансирование, он проводит закупки. По итогам торговых процедур заключаются контракты. После поставки товаров, работ, услуг заказчик рассчитывается с поставщиком и фактически исполняет выделенный бюджет, оплачивая контракт.
Исполнение и оплату госконтрактов контролирует Федеральное казначейство. Документы, подтверждающие исполнение, и заявки на кассовый расход заказчик передает в ТОФК — территориальный отдел Федерального казначейства, в котором у него открыт лицевой счет. Казначеи проверяют исполнительные документы, сверяют лимиты (финансирование) и, если все в порядке, санкционируют платеж (Приказ Минфина № 226н от 13.12.2017). В результате поставщик получает деньги за выполненную работу.
Учетом исполнения бюджета каждый участник бюджетного процесса занимается в пределах собственной компетенции. Заказчики передают казначеям сведения о заключенных контрактах, а специалисты ведомства вносят их в реестр контрактов в Единой информационной системе.
Кроме того, подведомственным организациям надо постоянно отчитываться об исполнении бюджета перед РБС и ГРБС. Многие распорядители требуют ежемесячный отчет об исполнении, такую форму они утверждают на локальном уровне. А каждый квартал и по итогам года надо подавать унифицированные формы об исполнении ПФХД — формы 0503737, 0503738, 0503760 и другие (Приказ Минфина № 33н от 25.03.2011).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали ключевые аспекты бюджетного процесса. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как исполнять бюджет для госзакупок
Закупки за счет бюджетных средств проводятся в рамках Федеральной контрактной системы. Все заказчики работают по двум основным документам — ПФХД и плану-графику закупок. Сначала доведенное финансирование распределяют в плане финансово-хозяйственной деятельности. Затем, в течение 10 дней после утверждения ПФХД, заказчики формируют планы-графики закупок и размещают их в ЕИС (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ).
После проведения закупок для организации учета исполнения бюджета заказчики регистрируют бюджетные обязательства — БО (разд. II порядка № 258н). Регистрацией занимается ТОФК по документам-основаниям, полученным от заказчика. Документы-основания — это госконтракты, дополнительные соглашения, договоры. Для учета или изменения БО заказчики формируют сведения о бюджетном обязательстве и направляют его в ТОФК в электронном виде.

Когда заказчик оплачивает поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, он формирует заявку на кассовый расход с реквизитами поставщика для распоряжения о совершении казначейскими платежами (аналог платежного поручения). В этом случае для исполнения бюджета на учет ставят денежное обязательство (разд. IV порядка № 258н).
Заказчик формирует сведения о денежном обязательстве не позднее рабочего дня после дня возникновения денежного обязательства (подписания документа приемки), после:
- подтверждения поставки товаров, работ, услуг по уже проведенным платежам, которые требуют подтверждения, в том числе и по 100% авансированию;
- исполнения денежного обязательства на основании документа о электронной приемке из ЕИС — одним распоряжением о казначейских платежах, а его сумма равна сумме денежного обязательства, которое ставят на учет.
Если денежное обязательство ставят на учет на основании документа о приемке по госконтракту, который сформировали и подписали без ЕИС, сведения о денежном обязательстве оформляют не позднее рабочего дня после дня проведения проверки на соответствие информации из ДО реестру контрактов.
Казначеи проверяют ДО, и если все соответствует, они санкционируют платеж. Деньги переводят в банк поставщика. А заказчик фактически исполняет бюджет. Следующий шаг — отражение обязательств в бухучете.
Как учитывать операции по исполнению бюджета
Для исполнения государственного бюджета бюджетный учет обязателен: все факты хозяйственной жизни, которые возникают в процессе и в результате реализации госконтрактов по 44-ФЗ, надо отражать в бухучете (письмо Минфина № 02-06-07/110108 от 11.11.2022).
Основные правила и методы бухучета для бюджетников описаны:
- в Федеральном законе о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011;
- СГС «Концептуальные основы» (Приказ Минфина № 256н от 31.12.2016);
- инструкции № 157н;
- инструкциях № 162н для казенных учреждений, № 174н для бюджетных учреждений, № 183н для автономных учреждений;
- других федеральных стандартах учета для госсектора.
Записи в регистры бухучета заказчики вносят по мере совершения операций и принятия к учету первичных или сводных документов — не позднее следующего дня после получения таких документов, в том числе и электронного актирования (п. 11 инструкции № 157н).
Поступление товаров, результаты выполненных работ и факт оказания услуг отражают в бухучете по первичным документам — товарным накладным, актам, другим отгрузочным регистрам. Бухгалтерские записи формируют на дату поступления нефинансовых активов или на последнюю дату периода оказания услуг. Общая проводка для бюджетных заказчиков — Дт 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» Кт 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Приемка товаров, работ, услуг проводится в порядке и в сроки, прописанные в контракте (п. 7 ст. 94 44-ФЗ). Заказчик подписывает документ приемки или направляет поставщику мотивированный отказ от подписания. Если контракт заключили по результатам электронных процедур, проводится электроприемка — приемочные документы формируются, подписываются и направляются в ЕИС (п. 13 ст. 94 44-ФЗ).
Документы приемки являются основанием для формирования денежного обязательства. Как только заказчик подписывает приемочный документ, возникает обязанность оплаты по госконтракту.
Порядок отражения операций принятия и исполнения обязательств по госконтракту для бюджетных и автономных заказчиков показали в таблице.
Проводка | Содержание операции |
---|---|
Дт 0 504 10 ххх Кт 0 506 10 ххх | Утвердили плановые назначения на принятие расходных обязательств по ПФХД |
Дт 0 506 10 ххх Кт 0 502 17 ххх | Поставили на учет принимаемые обязательства при публикации извещения по конкурентной закупке — в размере НМЦК |
Заключаем госконтракт — ставим обязательства на учет |
|
Дт 0 502 17 ххх Кт 0 502 11 ххх | Приняли обязательства — на сумму госконтракта, заключенного по итогам конкурентных процедур |
Дт 0 502 17 ххх Кт 0 506 10 ххх | Скорректировали принимаемые обязательства — на сумму экономии, образовавшейся по результатам закупки |
Исполняем условие контракта об авансировании |
|
Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх | Приняли денежное обязательство — на сумму аванса |
Дт 0 206 хх 56х Кт 0 201 11 610
забалансовый счет 18 |
Перечислили аванс — подготовили распоряжение о совершении казначейского платежа |
Отражаем поставку товаров, работ, услуг |
|
Дт 0 106 хх 3хх Кт 0 401 60 3хх | Отразили поставку товаров по документу о поставке |
Дт 0 106 хх 3хх Кт 0 401 60 3хх | Отразили поставку товаров по документу о поставке |
Дт 0 106 хх 3хх 0 401 20 2хх 0 109 хх 2хх Кт 0 401 60 ххх |
Отразили результаты работ по акту выполненных работ |
Принимаем и оплачиваем товары, работы, услуги — ставим на учет денежное обязательство |
|
Дт 0 401 60 ххх Кт 0 302 хх 73х | Подписали документ о приемке в ЕИС |
Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх | Поставили на учет денежное обязательство |
Дт 0 302 хх 83х Кт 0 206 хх 66х | Окончательно рассчитались с поставщиком и зачли ранее перечисленный аванс |
Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх | Скорректировали денежное обязательство текущего года на сумму перечисленного аванса поставщику — методом «красное сторно» |
Об авторе этой статьи

- Бухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2023.03.24Документы заказчикаКак изменить или расторгнуть контракт из-за повышения стоимости на стройматериалы
- 2023.03.15Контроль закупокИнструкция по составлению отчета о закупках у СМП и СОНКО по 44-ФЗ
- 2023.03.13ГособоронзаказИнструкция по регистрации на АСТ ГОЗ
- 2023.03.03ОбразцыИнструкция по заполнению возвратной накладной
Минфин в приложении № 2 к письму № 02-06-07/110108 от 11.11.2022 привел пример бухгалтерских записей по учету исполнения бюджета для бюджетных и автономных учреждений. А в приложении № 1 указаны проводки и для казенных учреждений. Это типовые бухгалтерские записи: каждое учреждение формирует проводку, исходя из конкретного контракта и конкретной операции по его исполнению.