С начала 2022 года вступила в силу новая редакция Федерального закона № 44-ФЗ, сильно отличающаяся от ранее действовавшей. В связи с этим Минфин выпустил разъяснения по некоторым наиболее дискуссионным вопросам. В частности, разъяснения затрагивают несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ в 2022 году и их последствия.
Минфин разъяснил последствия признания закупки несостоявшейся
Информационным письмом Минфина от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 разъяснен ряд вопросов применения новой редакции Закона о контрактной системе, в том числе в нем описаны последствия, которые влекут несостоявшиеся торги в 2022 году и некоторые другие моменты.
Закупка не состоится, если в ее рамках не произойдет конкурентного соревнования нескольких участников за возможность заключить контракт. Не состояться рискует любой вид конкурентных закупок, будь то конкурс, аукцион или запрос котировок.
Частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе установлено, сколько оснований для признания закупок несостоявшимися с 01.01.2022 — их шесть:
- на тендер предложена только одна заявка;
- только одна из предложенных заявок соответствует всем установленным требованиям;
- заявок не поступило вовсе;
- все они отклонены;
- все участники уклонились от подписания соглашения;
- заказчик отказался от заключения соглашения с организацией, подавшей единственную заявку.
Однако действия при несостоявшейся закупке в 2022 году, которые обязан совершить заказчик, а также последствия признания процедуры таковой разнятся для разных видов тендеров. То есть от того, имел ли место конкурс, аукцион или запрос котировок, зависит последующее развитие событий.
В частности, последствия признания конкурса несостоявшимся по 44-ФЗ в 2022 году зависят от того, на каком этапе проведения тендера произошло такое признание. Если на этапе оценки первых частей заявок выявлены перечисленные выше основания и последствия признания несостоявшимися электронного конкурса на 2022 год следующие:
- После того как заказчик публикует протокол, у оператора есть один час, чтобы направить ему остальные части заявки единственной организации-участника, признанной соответствующей требованиям.
- Одновременно заказчику передаются другие сведения о потенциальном контрагенте и документы от него.
- У комиссии заказчика есть два рабочих дня на оценку документов участника и принятия решения об их соответствии требованиям.
- Заказчик подводит итоги и издает об этом протокол.
- Этапы тендера, на которых участники предлагают варианты цены будущего контракта, а заказчик оценивает заявки по критериям, не проводятся.
- Стороны заключают контракт по основаниям пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Иной порядок действий влечет несостоявшийся конкурс по 44-ФЗ в 2022 году, если он признан таковым на этапе оценки вторых частей. В этом случае не проводится оценка заявок, с участником заключается контракт по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Когда имеет место признание аукциона несостоявшимся по 44-ФЗ в редакции 2022 года, итог предполагается тот же — заключение контракта с едпоставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, однако процедура отличается: в данном случае, если предложенная — это единственная, которая соответствует требованиям, то с участником заключают соглашение.
При этом Минфин в Информационном письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 дополнительно разъясняет некоторые нюансы этого вопроса. Так, письмо по разъяснению заключения контракта при несостоявшемся аукционе по 44-ФЗ в 2022 году содержит указание на то, что закупка у единственного поставщика по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ допускается независимо от отсутствия в этом пункте дополнительной ссылки на ч. 8 ст. 52 44-ФЗ.
Минфин разъяснил, обязаны ли согласовывать заключение контракта, если не состоялся запрос котировок
Кроме того, ведомство обращает внимание на то, когда заключение соглашения с едпоставщиком необходимо согласовывать в УФАС. Минфин отмечает, что такое согласование необходимо, если контракт с едпоставщиком заключается из-за того, что имело место признание электронного аукциона несостоявшимся по 44-ФЗ с 2022 года, а также если не состоялся конкурс.
Если же сорвался запрос котировок, то заключить контракт с едпоставщиком разрешено без согласования с контролирующим органом.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ