Универсальная предквалификация по 44-ФЗ — это механизм отсева неопытных компаний и недопущения их участия в крупных и значимых тендерах. Использовать ее заказчики смогут уже с 01.01.2022.
Чем регулируется универсальная предквалификация
Федеральный закон № 44-ФЗ и издаваемые в его исполнение подзаконные акты, ориентированы, чтобы создать единую, хорошо работающую систему госзакупок. Эта система необходима для эффективного и экономного расходования бюджетных средств и одновременного оптимального обеспечения государственных органов и организаций необходимыми товарами, работами и услугами.
Конкурентные процедуры по 44-ФЗ направлены, в первую очередь, на отбор лучших поставщиков, подрядчиков и исполнителей, которые за наименьшие деньги обеспечат наилучшее качество исполнения обязательств.
Вводимая Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ предквалификация — это новый способ отсеять неопытных участников и не допустить, чтобы они получили крупный контракт — чем крупнее контракт, тем больше потенциальный ущерб от неисполнения обязательств избранным контрагентом заказчика.
Таким образом, процедура предквалификации поставщиков позволит допустить к участию в закупке только опытных игроков, а это, в свою очередь:
- позволит минимизировать количество неисполненных госконтрактов;
- поможет отсечь профессиональных жалобщиков;
- повысит качество покупаемых заказчиками ТРУ;
- позволит эффективнее расходовать бюджетные средства.
Когда применяется предквалификация
С начала 2022 года введение универсальной стоимостной предквалификации позволит заказчикам отсеивать неопытных поставщиков. Применять эту процедуру заказчики смогут при соблюдении двух условий:
- НМЦК закупки составляет не менее 20 млн рублей — для более дешевых закупок предварительный отсев не проводится;
- в тендере не устанавливаются дополнительные требования в соответствии с постановлением правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
При этом не имеют значения:
- конкретный способ закупки — это общий механизм, положения о нем включены в ст. 31 44-ФЗ. Он актуален для способов закупки, если НМЦК тендера — 20 млн или более и к которым не предполагается предъявление дополнительных требований. В частности, будет предквалификация участников электронного аукциона и открытого конкурса;
- предмет закупки — что бы ни закупал заказчик, если НМЦК превышает 20 млн рублей и процедура не требует установления дополнительных требований, то предварительный отсев необходим.
Требования, которые предстоит выдвигать госзаказчикам в рамках предквалификации, следующие:
- наличие у участника исполненных контрактов по 44-ФЗ или договоров по 223-ФЗ за последние три года;
- сумма контракта или договора, предоставленного в качестве подтверждения опыта, не менее 20% от НМЦК организуемой закупки;
- по исполненному контракту, договору не начислялись штрафы или неустойки, а если и начислялись, участник их оплатил.
Пример дополнительных требований по постановлению № 99:
Чем отличается от предквалификационного отбора
Предквалификационный отбор — это первый этап двухэтапного конкурса, а что такое предквалификация — это механизм, относящийся к открытым процедурам с определенной НМЦК.
Фактически, эти механизмы исключают друг друга, если закупка требует предквалификационного отбора, то есть речь идет, например, о двухэтапном конкурсе, нельзя проводить универсальную предквалификацию. Если проводится предквалификация в закупках, что это установлено ст. 31 44-ФЗ, то исключено предъявление дополнительных требований.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ