Действующая редакция ПП № 899 о системе закупок города Москвы — это основной документ, регулирующий проведение столичных тендеров. Постановление утверждает Положение, которым урегулированы все основные правила проведения торгов.
Нормативная база столичных тендеров
Перечень того, какими нормативными документами руководствуется заказчик Москвы при осуществлении закупок, зависит от его вида и конкретного порядка проведения тендеров. Основная нормативная база столичных заказчиков следующая:
- Федеральные законы от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Это нормативные акты, которыми обязаны руководствоваться все заказчики страны, в том числе московские. В столице отсутствует собственный закон Москвы о закупках, но принят ряд нормативных актов, которые основаны на положениях федеральных законов и не противоречат им;
- постановление столичного Правительства от 19.07.2019 № 899-ПП — на сегодняшний день это основной документ, регулирующий закупки Москвы, нормативные документы, издаваемые помимо него, конкретизируют его положения;
- приказ Департамента по конкурентной политике от 13.07.2017 № 70-01-88/17, утвердивший порядок работы с ЕАИСТ;
- приказ Департамента городского имущества, Департамента по конкурентной политике и Главного контрольного управления от 17.09.2018 № 248/70-23-139/8/77 — утвержденное через этот приказ типовое Положение о закупках в Москве в 2023 г. остается актуальным, и его используют заказчики, работающие по 223-ФЗ.
Однако основным нормативным документом для столичных заказчиков остается 899-ПП, с его помощью регулируются все основные правила проведения тендеров, в их числе:
- правила организации работы контрактных служб и контрактных управляющих;
- как проводятся централизованные закупки в Москве;
- порядок планирования и стандартизации тендеров;
- правила организации общественного обсуждения;
- обучение и повышение квалификации сотрудников, занятых в сфере проведения торгов.
Порядок взаимодействия участников тендеров
Столичные торги проводятся в массе своей в электронной форме, а система управления закупками города Москвы максимально автоматизирована с помощью ряда электронных ресурсов:
- основное взаимодействие между заказчиками и поставщиками происходит через Единую автоматизированную информационную систему торгов — ЕАИСТ, где потенциальные поставщики, исполнители и подрядчики размещают предложения о товарах, услугах и работах, а заказчики рассматривают эти предложения, выбирают контрагентов и заключают соглашения. Система используется для торгов малого объема;
- по аналогичной схеме организован Портал поставщиков — ресурс, так же, как и ЕАИСТ, объединяющий потенциальных поставщиков и госзаказчиков;
- поскольку столица как экономически, так и организационно плотно связана с Московской областью, существует единая закупочная система, объединяющая тендеры в двух этих субъектах РФ, — Единая автоматизированная система управления закупками — ЕАСУЗ. В этой системе проводятся торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В качестве подсистемы ЕАСУЗ организован и активно используется Портал исполнения контрактов — ПИК, который является, по сути, системой электронного документооборота и позволяет контролировать работу по контрактам и отслеживать их осуществление.
Полномочия органов исполнительной власти
На уровне субъекта основным регулятором является правительство Москвы, закупки услуг, товаров и работ регулируются им с помощью издания нормативных актов — постановлений и приказов отдельных профильных департаментов.
Порядок осуществления госзакупок в столице
Если говорить о том, каким образом управа Москвы осуществляет закупки, то в целом таким же способом, как и вся остальная страна, — общие правила организации закупочной деятельности описаны в федеральных нормативных актах. Московские заказчики покупают необходимые им товары, работы и услуги с учетом конкретизирующих правил, перечисленных в 899-ПП и иных городских актах.
Вся закупочная деятельность московского заказчика состоит из следующих этапов:
- подготовительный — это тот этап работы, когда речь не идет о конкретных торгах. На нем заказчик формирует внутреннюю документальную базу тендерной деятельности, в том числе издает положение о закупке, если он работает по 223-ФЗ, а также положение о контрактной службе или о контрактном управляющем;
- этап планирования — ежегодно заказчики выпускают планы-графики;
- проведение непосредственно тендеров — на этом этапе заказчики используют ЕИС или информационные системы Москвы в зависимости от объема торгов;
- этап заключения и исполнения контрактов.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ