Содержание
Нормативные затраты — это специфический показатель, при помощи которого учредитель определяет объем финансового обеспечения учреждения на соответствующий год. Используются для исчисления размера субсидии на муниципальное задание. Порядок подсчета имеет ряд особенностей.
Скачать пример расчета нормативных затрат на выполнение государственного задания |
Суть и предназначение
Исчисленные нормативные затраты на оказание муниципальных услуг используются как отдельный показатель расчетного алгоритма, чтобы определить объем финансирования учреждений бюджетной сферы. Учредитель или иной уполномоченный субъект определяет норму расхода на выполнение конкретной услуги или работы. Затем эта норма пересчитывается с учетом фактических реалий и характеристик получателя финансирования.
Простой пример: учредитель — муниципальный отдел образования. Сначала РОО исчисляет нормативные затраты на 2023 год для подведомственных организаций. То есть стоимость образовательной госуслуги из расчета на одного учащегося. После исчисления норматива объем финансового обеспечения исчисляется как произведение стоимости услуги и количества учащихся в конкретном учреждении.
Допустим, стоимость услуги на 1 ученика — 100 000 рублей.
Образовательное учреждение |
Количество учеников в учебном году |
Объем финансирования (руб.) |
---|---|---|
Школа № 1 |
300 |
30 000 000,00 |
Школа № 2 |
400 |
40 000 000,00 |
Школа № 3 |
350 |
35 000 000,00 |
Ключевая суть нормативных затрат для бюджетных учреждений заключается в том, чтобы определить один стандарт для всех. То есть усреднить или уравнять порядок финансирования, чтобы обеспечить справедливость.
Эксперты КонсультантПлюс детально разобрали, как работает система нормирования по 44-ФЗ в 2023 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
Правовые основы регулирования
При формировании стандартов финансирования распорядителям бюджетных средств важно учитывать действующие рекомендации и нормативы. Конкретных ссылок на законодательные акты нет. Единый порядок расчетов и исчисления устанавливают учредители и профильные министерства. Какие требования учитывать при расчетах:
- Порядок формирования и финансового обеспечения, утвержденный правительством, порядки, утвержденные региональными и муниципальными органами власти, в ведомственном подчинении которых находятся учреждения.
- Общие требования и правила к определению норматива трат, определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в конкретной сфере деятельности или отрасли. То есть отраслевые правила и рекомендации.
При исчислении затратных норм учредитель руководствуется законодательными требованиями и отраслевыми правилами. Например, муниципальный отдел образования, исчисляя нормативные затраты на выполнение муниципального задания, руководствуется:
- постановлением правительства от 26.06.2015 № 640 — требования федерального уровня;
- порядком формирования и финансового обеспечения госзадания, утвержденным на региональном и муниципальном уровнях;
- отраслевыми рекомендациями и правилами. Для образовательных организаций это приказы Минпросвещения России от 20.11.2018 № 235 и № 237.
При расчете нормативных затрат учреждений культуры или здравоохранения следует учитывать отраслевые рекомендации профильных министерств и ведомств.
Кто рассчитывает
Обязанность по исчислению нормативов издержек лежит на учредителе либо на органе власти, осуществляющем полномочия и функции учредителя. Но это не значит, что иные организации и ведомства не вправе принимать участие в расчете. Вот кто рассчитывает нормативные затраты бюджетных и автономных учреждений на оказание госуслуг в 2023 году:
- Учредители или распорядители бюджетных средств. Только эта категория участников бюджетного процесса наделена полномочиями по распределению и доведению финансирования.
- Централизованные бухгалтерии и расчетные центры. Участвуют в исчислении как функциональная единица. То есть выполняют расчеты, выкладки, сбор и обработку информации, необходимой для подсчета.
- Учреждения — получатели субсидий. Получатель финансирования обязан принимать участие в подсчетах. Это необходимо, чтобы довести до учредителя фактические потребности в финансировании.
Принципы расчета
Требования к расчету нормативных издержек определяются с учетом места нахождения, специфики деятельности и отраслевой принадлежности, но выделяют несколько единых принципов.
Принцип |
Разъяснение |
---|---|
Норматив определяется только к унифицированным услугам |
Госуслуга или работа закрепляются в общероссийском базовом перечне государственных (муниципальных) услуг. |
Приоритет при исчислении отдается нормативному методу |
В основу подсчетов берутся нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемые для оказания государственной (муниципальной) услуги и предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, СНиП, СанПиН, стандартами, порядками, регламентами оказания услуг в установленной сфере. Если таковых норм нет, то применяется структурный или экспертный метод исчисления. В этом случае расчет производится на единицу оказываемой услуги или работы. |
Исчисление производится по принципу максимальной детализации |
То есть об обобщенных нормативах речи не идет. Подсчеты производятся по каждому виду направления деятельности с учетом особенностей, специфики сферы деятельности, категории получателей и т. д. Например, в части образовательных услуг норматив определяется в отдельности для каждого профиля. |
Структура нормативных затрат зависит от специфики и направленности услуги |
Состав затрат на оказание одной госуслуги существенно отличается от состава расходов на оказание другой. Например, дошкольное образование детей. Оказание услуги включает в себя лишь образовательный процесс и не учитывает затраты на присмотр и уход за ребенком в детском саду. Но если услуга предоставляется ребенку-инвалиду, то присмотр и уход включаются в затраты. |
Все эти принципы и особенности прописываются в локальных распоряжениях, определяющих порядок расчета нормативных затрат.
Как рассчитывать норматив
По общим правилам, расчет производится по стандартной формуле. Но бывают исключения и дополнения, в зависимости от установленных нормативов и отраслевой специфики.
Формула, как рассчитать нормативные затраты на выполнение госзадания на 2023 год для бюджетных, автономных и казенных организаций:
Ni = Сумма Gij × Котр × Ктер × Квр,
где:
- Квр — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг (выполнение работ);
- Ni — нормативные издержки на выполнение i-й работы, услуги на финансовый год;
- Gij — базовые нормативные траты, определенные для j-й группы затрат для i-й работы, услуги на финансовый год;
- Котр — отраслевой корректирующий коэффициент (отраслевые корректирующие коэффициенты);
- Ктер — территориальный корректирующий коэффициент.
Вот как это выглядит на практике:

Об авторе этой статьи

-
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Другие публикации автора
- 2023.04.13Контроль закупокКак подключиться к системе «Электронный бюджет»
- 2022.12.05Контроль закупокОбязательно ли планировать закупки по 44-ФЗ на основании плана ФХД
- 2022.10.14Контроль закупокЛимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки
- 2022.06.16НовичкамИндекс-дефлятор: что это и как используется в госзакупках