Закупка электроэнергии — это процедура приобретения услуг по поставке электрической энергии для нужд заказчика. Узнайте, по какому пункту 44 ФЗ заключить контракт на электроэнергию и как правильно взаимодействовать с поставщиком.
В каких НПА искать правила
Приобретение электрической энергии является довольно специфической закупочной процедурой. Закупка электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ регламентируется не только положениями закона о Федеральной контрактной системе 44-ФЗ. Стороны должны соблюдать и другие нормативно-правовые акты:
- 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергии»;
- 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях»;
- ПП РФ № 442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии».
Осуществляется закупка электроэнергии по 44-ФЗ п.29 ст.93, то есть у единственного исполнителя. На основании этого пункта можно заключать контракт энергоснабжения либо купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком. Несмотря на то, что производится закупка электроэнергии у единственного поставщика п.29 ст.93 44 ФЗ, приобретение услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ не допускается (Письма ФАС № АЦ/4119/15 от 03.02.2015, Минэкономразвития № Д28и-2130 от 08.10.2014).
Типы исполнителей
Поставка электроэнергии осуществляется либо гарантирующим поставщиком электрической энергии, либо энергосберегающей организацией. Гарантирующим поставщиком выступает коммерческая организация, которая должна вести контрактные отношения со всеми потребителями, которые обращаются в компании с просьбой заключить договор купли-продажи и предоставить электроэнергию (ст. 3 35-ФЗ). Гарантирующие поставщики:
- приобретают электроэнергию и мощности на оптовых и розничных рынках;
- оформляют соглашение на передачу электрической энергии и мощности сетевым компаниям;
- взаимодействуют с потребителями — заключают контракты, поставляют электроэнергию, получают денежные средства от заказчика за предоставленную услугу.
В обязанности энергосберегающей организации входит реализация и передача произведенной или приобретенной электрической энергии. Для энергосберегающей организации продажа ресурсов энергии — это основная деятельность. Список действующих на ресурсном рынке гарантирующих поставщиков есть на сайте ФАС. В таблице можно узнать всю информацию об организации: наименование, контакты и реквизиты. Вот актуальная на апрель 2020 редакция списка:
Выбор способа определения поставщика
Гарантирующие поставщики работают каждый в своей зоне. Заказчики, потребляющие электроэнергию, подписывают контракты купли-продажи с тем предприятием, в чью зону подачи и обслуживания он попадает. Это является весьма эффективным инструментом, поэтому законом о Федеральной контрактной системе предусмотрено, что проводится закупка электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика (п. 29 ч. 1 ст. 93). Поэтому приобретение услуг по поставке энергетических ресурсов закупается наиболее быстрым способом. Конкурентные закупки в электронной форме могут затянуться или не состояться вовсе в силу того, что на торги не поступят заявки от энергосберегающих организаций или гарантирующих поставщиков. Конкурентные заказы неэффективны для такого тендера, как электроэнергия — п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ наиболее оптимален. Не нужно готовить закупочную документацию, объявлять госзаказ, ждать поступление заявок, рассматривать и анализировать их.
Конкурентные торги в электронной форме порой занимают не одну неделю, а контракт на поставку электроэнергии нужно заключать к определенному сроку, чтобы не возникло сбоев в подаче энергетического ресурса.
Госзакупка должна прописываться в плановой документации организации-заказчика — в плане закупок и плане-графике, а цена контракта не может быть выше выделенных лимитов бюджетных обязательств и доведенных ассигнований (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
Взаимодействие с исполнителем
Когда до учреждения доведены лимиты на приобретение услуг по подаче электрической энергии, необходимо подать заявление на заключение контракта тому гарантирующему поставщику, который функционирует в зоне нахождения заказчика. Некоторые исполнители требуют предоставить в составе обращения копии организационных и уставных документов:
- устав,
- свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в ИФНС,
- актуальные выписки из ЕГРЮЛ,
- приказ о правомочности действий руководителя,
- регистр, удостоверяющий право пользования помещением.
Могут потребовать техническую документацию на узлы учета электрической энергии, на поверку счетчиков и другие справки — уточните у поставщика.
Состав пакета документов и форму заявления можно скачать на официальных сайтах гарантирующих поставщиков.
Если в оперативном управлении или безвозмездном пользовании организации-заказчика находятся нежилые помещения, в которые уже реализуются услуги по подаче энергетических ресурсов, то учреждение может подписать договор с действующим гарантирующим поставщиком по нормам п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
При необходимости приобретения услуг по передаче электроэнергии контракт заключается с субъектом естественной монополии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Полный список можно найти на сайте ФАС.
Или используйте сервис на сайте ФАС для проверки организаций:
Обоснование заключения контракта
Как и в любой ситуации, когда заключается соглашение с единственным поставщиком, при госзакупке энергетических ресурсов нужно готовить и публиковать отчет-обоснование о невозможности и нецелесообразности применения иных способов определения поставщика. Исключением являются контракты энергосбережения — для таких соглашений готовить и публиковать обоснование не нужно.
В обосновании заказчик должен указать цель, предмет и необходимость заказа, а также грамотно аргументировать причины, по которым невозможно использовать иные способы определения поставщика.
В бланке обосновываются преимущества конкретного исполнителя и приводятся существенные условия заключаемого контракта. В обосновании необходимо ссылаться на актуальные законодательные нормативы, в результате чего и делается итоговый вывод относительно подписания договора купли-продажи электрической энергии с единственным гарантирующим поставщиком.
Расчет НМЦК
Начальная (максимальная) цена контракта определяется в этом случае тарифным методом с учетом действующих регулируемых тарифов на электроэнергию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ, п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ). Цена контракта не должна превышать выделенные ЛБО.
Тарифная сетка регулируется государством и постоянно меняется с учетом внешних факторов. Для различных ценовых категорий, производственных мощностей и уровней напряжения действуют различные ставки. Каждое предприятие выставляет актуальные расценки и тарифы на официальном сайте.
Публикация извещения
Ответ на вопрос, нужно ли извещение на электроэнергию п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ, можно найти в законе о ФКС — публикация извещения для таких закупок не требуется. Не публикуются извещения и для заказов по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Стороны подписывают договор купли-продажи электроэнергии и размещают сведения о соглашении в Единой информационной системе не позднее пяти рабочих дней после его заключения.
Если заказчик приобретает услуги энергоснабжения у субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 1 ст. 93), извещение публикуется в ЕИС в срок, не превышающий пять дней до даты заключения соглашения. Исключением, не допускающим публикацию, являются контракты, в которые включена информация, содержащая государственную тайну.
Заключение контракта и взаиморасчеты с гарантирующим поставщиком
Контракт на приобретение энергетических ресурсов заключается с единственным поставщиком на основании законодательных норм (Письмо Минфина РФ № 24-05-07/38889 от 21.06.2017):
- п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — в общих случаях;
- п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — если цена контракта установлена в пределах 100 000 рублей;
- п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — если ЦК не превышает 400 000 рублей.
После подписания сторонами соглашения необходимо разместить сведения о нем в Единой информационной системе. На это отведено 5 рабочих дней.
В контракте обязательно нужно указать существенное условие о том, что гарантирующий поставщик передает, а потребитель электроэнергии принимает и оплачивает энергию в количестве и по ценам, определенным контрактными условиями. Заказчик обязан своевременно оплачивать поставляемые услуги.
Со стороны исполнителя необходимо включить условие о бесперебойной подаче ресурса в случае надлежащего выполнения заказчиком своих обязательств (ст. 539 ГК РФ).
В контракт на поставку электроэнергии надлежит включать пункт о выплате аванса гарантирующему поставщику в установленном размере.
Отдельный параграф необходимо выделить для штрафных санкций. По ч. 5 ст. 34 44-ФЗ, заказчик обязан оплатить пени и штрафы при нарушении договорных условий. Но в ч. 15 ст. 34 указано, что для контрактов с единственным поставщиком, заключенным по п. 1 и п. 29 ч. 1 ст. 93, заказчик вправе не применять положения ч. 5 ст. 34 в силу того, что такие соглашения составлены по форме, регулируемой ГК РФ. Пункт о штрафных санкциях прописывается в соответствии с нормами 35-ФЗ. В случае несвоевременной оплаты заказчику начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования от величины неуплаты. Штрафы начисляются за каждый просроченный день. При этом применяется ставка, актуальная на день оплаты.
В обязанности организации-заказчика также входит соблюдение режима потребления, поддержка в рабочем состоянии выделенного потребителю отрезка электросети, приборов учета электрической энергии и иного оборудования.
Все взаиморасчеты производятся на основании акта сдачи-приемки услуг, в котором отражается фактический ежемесячный объем потребления.
Пример госконтракта на поставку электроэнергии
Пример акта оказанных услуг
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Закупить электроэнергию можно у единственного поставщика, если товар (работа, услуга) относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий | Письмо Минэкономразвития № Д28и-1861 от 25.07.2016 | |
Технологическое присоединение к электрическим сетям — это обязательный элемент передачи электроэнергии. Без него этот процесс невозможен. ВАС отмечал, что услуги по такому присоединению не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка передачи электроэнергии | Постановление Президиума ВАС от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК | |
Нельзя закупить услуги по технологическому присоединению к электросетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ | Письмо ФАС от 03.02.2015 № АЦ/4119/15 |
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.