Строительный контроль заказчика является его уполномоченным представителем при исполнении условий заключенного контракта. Способ определения поставщика услуги строительного контроля заказчика за строительством по 44-ФЗ осуществляется по общим правилам. Заказчик обязан уведомить подрядчика о привлечении специализированной организации и прописать ее права и обязанности в тексте госконтракта.
Скачать образец договора на стройконтроль по 44-ФЗ |
Формируем закупочную документацию и проект контракта
Строительный контроль является функцией застройщика, технического заказчика. При формировании описания объекта закупки обратитесь к каталогу ТРУ, который доступен в Единой информационной системе. Найти в каталоге необходимую услугу несложно — поиск доступен как по названию, так и по ОКПД2, строительный контроль в ОКПД2 имеет код 71.12.20.
Введите код в поисковую строку:
Выберите интересующую вас услугу:
Описывая требования к услуге, руководствуйтесь положениями ст. 33 44-ФЗ. Положения о СК регулируются Градостроительным кодексом, отраслевыми подзаконными актами, такими как Приказ Минстроя № 160/пр от 18.03.2021, и рядом других нормативных документов. В их числе, в частности, 468 Постановление о строительном контроле, в 2023 году оно по-прежнему актуально и используется заказчиками, хотя принято оно 21.06.2010. Минстрой в своих разъяснениях отметил, что оно продолжает действовать.
Основной задачей СК являются контрольные функции со стороны заказчика за исполнением подрядчиком обязанностей в рамках заключенного контракта. К ним относят:
- контроль осуществления исполнителем входной проверки достоверности документов;
- контроль за тем, что подрядчик соблюдает правила достоверности документирования и хранения документов;
- контроль соблюдения технологических операций подрядчиком;
- приемка скрытых работ, промежуточная приемка строительства;
- по окончании строительства — проверка готового объекта на его соответствие проектно-сметной документации.
В контракте на проведение строительных работ, заключаемом с подрядчиком, отразите функции контролирующей организации в тексте договора.
В состав тендерной документации на закупку услуг по строительному контролю входит и проект контракта. При его составлении важно учитывать положения ст. 34 44-ФЗ о строительном контроле, учитывая особенности Приказа Минстроя № 160/пр, которым установлены типовые условия такого контракта.
Определяем НМЦК
Порядок определения НМЦК для тендеров на стройконтроль определен в Приказе Минстроя № 841/пр от 23.12.2019. Эти правила касаются как организации конкурентных тендеров, так и определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Определяется стоимость строительного контроля в процентах от стоимости строительства, расчет производится на основании утвержденной проектно-сметной документации. Стоимость стройконтроля напрямую зависит от общей стоимости строительства. НМЦК определяется в следующей последовательности:
- Находим строительный контроль в сводном сметном расчете, берем указанную там стоимость и с помощью индекса фактической инфляции пересчитываем в текущие цены.
- Полученную стоимость умножаем на индекс прогнозной инфляции, который является средним арифметическим индексом на даты начала и окончания оказания услуг.
Порядок непосредственного расчета НМЦК тендера приведен в Приказе № 841/пр. Приказ содержит форму для расчета НМЦК.
Заказчик рассчитывает процент строительного контроля от стоимости СМР, руководствуясь нормативами расходов на этот вид услуг. Эти нормативы установлены Постановлением Правительства РФ № 468.
Например, если стоимость строительства в ценах 2000 года составляет менее 30 млн рублей, норматив затрат на стройконтроль — 2,14%, если стоимость строительства в ценах 2000 года — от 300 до 400 млн, то 1,28%.
Как правило, составляя сметы, указывают затраты на стройконтроль в сводном сметном расчете — в главе 10 сводной сметы.
Выбираем способ определения поставщика
Важный этап любой закупки — выбор подходящего способа проведения тендера.
Закупать стройконтроль в строительстве заказчик вправе как конкурентными, так и неконкурентными способами. Выбор зависит от конкретной ситуации:
- электронный аукцион — способ организации конкурентной закупки, при котором победитель определяется исходя из предложенной цены. Побеждает тот, кто готов оказать услугу по наименьшей стоимости;
- открытый конкурс в электронном виде — это способ закупки, при котором, помимо предлагаемой участником цены, оцениваются и иные характеристики претендента на контракт, в том числе его опыт и квалификация;
- электронный запрос котировок на строительный контроль проводится при НМЦК не более 10 млн рублей. Установленные для этой процедуры лимиты годового объема закупок не действуют до 31.12.2026;
- закупка у единственного поставщика проводится при наличии оснований для применения такого способа. Это закупки, стоимость которых не превышает 600 000 рублей. Кроме того, Постановление Правительства № 1292 говорит о том, кто имеет право осуществлять строительный контроль таким способом, — учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы;
- закрытые способы закупки применяются, если закупки по проведению строительного контроля проводятся для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну.
К таким участникам применяются единые обязательные требования, закрепленные в ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Одним из обязательных является требование о членстве участника в СРО. Однако, как указывает Ростехнадзор, если лицо выполняет только функции строительного контроля, не исполняя иных обязанностей, состоять в СРО такое лицо не обязано.
Подтверждением соответствия указанному требованию является наличие информации в едином реестре членов СРО. Заказчик не вправе запрашивать такое подтверждение от участника. Сведения из реестра общедоступны и бесплатны.
Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, ГУП и МУП, если строительный контроль осуществляется за работами, стоимость которых не превышает 10 миллионов рублей. Следует иметь в виду, что функции СК нельзя передать подрядной организации, выполняющей работы на подконтрольном объекте. Такой позиции придерживается ФАС, хотя прямого запрета на это закон № 44-ФЗ не предусматривает.
Подводя итог, следует отметить, что достаточно часто у участников закупки возникает вопрос: строительный контроль — это услуга или работа? Разница в этих понятиях состоит в том, что работа имеет своей целью получение овеществленного (материального) результата. Услуга же не имеет материального выражения. Поэтому строительный контроль — это услуга.
Документы и разъяснения
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Градостроительный кодекс № 190-ФЗ от 29.12.2004 |
Постановление Правительства РФ № 468 от 21.06.2010 |
Постановление Правительства № 1292 от 26.12.2013 |
Приказ Минстроя № 160/пр от 18.03.2021 |
Приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 |
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ