Содержание
Для оценки заявок заказчик вправе использовать ряд критериев, в число которых входит опыт работы, связанный с предметом закупки. Подтвердить, что опыт работ имеется, можно путем представления договоров, сходных по предмету с предметом проводимой закупки. Однако какие контракты идут в подтверждение квалификации, а какие нет — вопрос нетривиальный. Ответ на этот вопрос даёт ряд подзаконных актов и разъяснений контролирующих органов.
Опыт как критерий оценки профессионализма участника
Действующее закупочное законодательство говорит о том, что заказчик вправе устанавливать дополнительные требования, подтверждающие профессионализм участника процедуры. Как подтвердить профессиональные качества? Наличием опыта в той области, в которой проводятся торги. Законодательная база, устанавливающая требования к опыту, установлена постановлением Правительства РФ № 2571 от 29.12.2021. Из содержания постановления следует, что под опытом понимается факт исполнения договора, предмет которого совпадает с закупаемыми ТРУ.
Для подтверждения необходимо представить договор не старше пяти лет с учетом правопреемства. При расчете этого срока ориентируйтесь на последний день подачи заявок.
Что представить участнику в качестве подтверждающих документов
1. Контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ
На практике возникает достаточно много вопросов о том, какие документы представлять для подтверждения своего опыта. Участник вправе представить как контракт по 44-ФЗ, так и договор, заключенный в рамках закона № 223. К такому выводу пришел и Верховный Суд, который отметил, что критерий оценки заявок, основанный на оценке работ, исполняемых только в рамках госконтрактов, нарушает конкуренцию. Таким образом, организация вправе представить договор по 223-ФЗ в качестве добросовестности, 44-ФЗ, так как и судебная практика этого не запрещает.
Кроме того, такую же позицию высказал Минфин в своем Письме от 01.09.2022 № 24-06-06/85201. По мнению министерства, подтверждать наличие опыта по отдельным видам закупок, указанных в абзаце 5 подпункта «б» пункта 3 ПП № 2571, следует исключительно исполненным контрактом, заключённым в соответствии с 44-ФЗ, или исполненным договором в рамках закона № 223-ФЗ.
В случае осуществления закупок, позиции по которым не оговорены в указанной норме постановления, подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является любой исполненный участником закупки договор. Таким образом, в определенных случаях коммерческий контракт для подтверждения опыта по госзакупкам подойдет.
2. Примет ли заказчик договор субподряда в качестве подтверждения
Будет ли являться подтверждением опыта представленный для оценки договор субподряда? Административная практика выработала ряд позиций по этому вопросу. Одна состоит в том, что подтверждением считается только генеральный подряд. Это связано с тем, что субподрядчик не обладает нужной квалификацией, поскольку выполняет лишь часть работ. Минфин, Московское и Ставропольское УФАС отметили, что подтверждающие документы должны относиться именно к участнику закупки, а не к третьему лицу. Таким образом, представленный договор подряда для подтверждения опыта по 44-ФЗ, заключенный с генеральным подрядчиком, не вызовет никаких нареканий.
Однако Ивановское УФАС, 14 и 3-й ААС не нашли причин, чтобы не учитывать субподряд. Законодательством не определено, какой подряд подойдет для строительной закупки, нет прямого указания и на то, что представлять необходимо исключительно генподряд. Заказчику следует сопоставить виды и объемы работ в представленном субподряде с объектом закупки. Из этого сделаем вывод, что вопрос о представлении договора субподряда как подтверждение опыта по 44-ФЗ остается открытым.
3. Как заказчики относятся к статусу «исполнение» в ЕИС
Еще одна спорная ситуация связана с представлением контрактов, находящихся на стадии исполнения. Принимать ли заказчикам в качестве подтверждения документ со статусом «исполнение» в ЕИС или учитывать следует только договор, работы по которому выполнены и приняты в полном объеме?
Ситуация достаточно распространенная, в связи с чем имеет обширную и зачастую неоднозначную административную практику. Большинство контролеров придерживается той точки зрения, что надлежащим подтверждением опыта является только исполненное соглашение. Если работы не выполнены и заказчик их не принял в полном объеме, то принимать в качестве подтверждения такой документ заказчик не вправе. Такой же точки зрения придерживается и Минфин. В этом есть логика, ведь, как отметило ведомство, только после исполнения сторонами всех взятых на себя обязательств договор считается выполненным, и такой документ участник вправе представить, а заказчик принять в качестве подтверждения.
Однако существует и альтернативная точка зрения. Некоторые региональные УФАС считают, что статус в ЕИС не определяет фактическое состояние сделки. Завершение отношений сторон подтверждается подписанными приемочными документами, а не статусом.
Как пример такой позиции приведем выводы санкт-петербургского УФАС, которое обратило внимание на следующее:
- если ЕИС содержит указание на то, что взаимоотношения сторон находятся на стадии «исполнения», то это не всегда означает, что сделка еще не завершена. Если по какой-либо причине заказчик не изменил статус контракта, который уже исполнен, то компанию это не должно ограничивать в его возможностях участвовать в других тендерах;
- с другой стороны, если контракт исполнен, но заказчик не оплатил его услуги в полном объеме, то статус «исполнение завершено» не появится в ЕИС. Указанный факт не говорит о недобросовестности подрядчика, поэтому не служит поводом для отказа в принятии такого документа.
Учитывая неоднозначность ситуации, рекомендуем заказчикам не относиться формально к статусу закупки в ЕИС, а провести более детальный анализ таких заявок.
4. Правомерно ли представлять расторгнутый договор
Законом предусмотрен ряд оснований для расторжения сделки. Не все они связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением стороной своих обязательств. Расторжение договора по взаимной договоренности сторон, когда это не связано с каким-либо конфликтом, не считается поводом для отклонения такого документа, он является надлежащим подтверждением квалификации участника. Но есть одно условие, на которое следует обращать внимание, — сумма фактически исполненных и принятых ТРУ должна соответствовать заявленным требованиям.
Правила расчета общей суммы договоров
Часть 2.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ предусматривает правило о том, что, если НМЦК закупки превышает 20 миллионов рублей, заказчики обязаны установить требование об исполнении контракта по 44-ФЗ и по 223-ФЗ на сумму не менее 20 % от НМЦК. Эта же норма определяет, за какой срок надо требовать подтвердить предквалификацию участника предыдущими контрактами и договорами, такой срок составляет 3 года до даты подачи заявки.
Весьма распространенным мнением является постулат о том, что подтверждать опыт следует одним договором на необходимую общую сумму. Такого мнения не разделяет Минфин. Министерство отметило, что не является принципиальным количество представленных контрактов, при условии что их исполнили в рамках совместной закупки.
Участники закупки подтверждают опыт контрактами, исполненными по результатам проведения совместной закупки. Постановление № 2571 это позволяет. Ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг считается сумма цен ТРУ по таким контрактам.
Чем подтвердить
Участник процедуры обязан подтвердить свое соответствие требованиям об опыте установленным законом пакетом документов. ПП № 2571 определяет, какие документы прилагаются для подтверждения соответствия участника закупки доптребованиям, к ним относятся:
- номер реестровой записи из реестра контрактов;
- выписка из реестра, содержащего сведения, составляющие государственную тайну;
- исполненный договор в рамках 44-ФЗ и закона № 223;
- акт приемки выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг), подтверждающий общую стоимость ТРУ.
Чтобы найти номер реестровой записи, на главной странице ЕИС зайдите в раздел «Реестр контрактов 44-ФЗ»:
В параметрах поиска задаем статус исполнения и закон, по которому происходила закупка:
Вводим наименование организации в строке поиска:
Заходим в карточку закупки:
Находим номер реестровой записи:
В строительных подрядах документом, подтверждающим стоимость выполненных работ, является справка по форме КС-3, поэтому, если сомневаетесь, можно ли принять КС-3 для подтверждения дополнительным требованиям 44-ФЗ, ПП № 2571 говорит, что это не запрещено.
В отличие от подтверждения опыта для соответствия доптребованиям по ПП 2571, при применении показателя оценки «опыт участника закупки» к оценке принимаются следующие договоры:
- контракты по 44-ФЗ;
- договоры по закону № 223-ФЗ;
- в определенных случаях участник вправе представить коммерческий контракт, исполненный вне рамок закупочного законодательства;
- при соблюдении определенных требований правомерно представить соглашение, расторгнутое по соглашению сторон.
Что будет, если не подтвердить
Если заказчик при проведении торгов установил такое дополнительное требование, как подтверждение опыта в аналогичных закупках, не исполнив его, то участник не сможет участвовать в такой закупке, его заявку отклонят. Отнеситесь к такому требованию серьезно, тщательно ознакомьтесь с критериями, по которым заказчик собирается оценивать вашу квалификацию, представьте все требуемые документы.
Чтобы не столкнуться с отклонением вашей заявки по указанному критерию, рекомендуем ознакомиться с административной практикой контролирующих органов в вашем регионе, проконсультируйтесь со специалистами УФАС, ведь контролеры по-разному относятся к спорным вопросам, которые возникают при оценке заявок с доптребованиями.
Особенности подтверждения опытом соответствия доптребованиям в 223-ФЗ
Следует обратить внимание на одну тонкость. ПП № 2571 распространяет свое действие только на закупки по 44-ФЗ, на правоотношения по закону № 223 оно не распространяется. Аналогичного нормативного акта для 223-ФЗ нет, но заказчики вправе предусмотреть такой критерий оценки. Для этого необходимо установить такие требования в своем положении, закон этого не запрещает.
При внесении условий об оценке опыта, ориентируйтесь на положения постановления № 2571.
Документы и разъяснения
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Федеральный закон 223-ФЗ от 18.07.2011 |
Постановление Правительства РФ № 2571 от 29.12.2021 |
Письмо Минфина № 24-06-06/85201 от 01.09.2022 |
Об авторе этой статьи

-
Юрист с 20-ти летнем стажем.
С 2020 года занимаюсь госзакупками по 44-ФЗ со стороны поставщика.
Работаю в строительной сфере, поэтому накопил большой опыт именно в таких закупках.
Другие публикации автора
- 2023.11.24Казначейское сопровождениеКазначейство разъяснило, как оплачивать контракты с казначейским сопровождением
- 2023.06.30Документы поставщикаКакие договоры подойдут для подтверждения опыта соответствия участника дополнительным требованиям
- 2023.05.25РеестрыКак работать с РНП по 223-ФЗ
- 2023.04.28Документы поставщикаИнструкция: как производится расчет рейтинга деловой репутации поставщиков
А какие у вас были сложности с подтверждением соответствия дополнительных требований по постановлению № 2571?