Муниципальный заказчик — это орган или казенное учреждение, которое действует от имени местного образования и обладает полномочиями принимать бюджетные обязательства и осуществляет закупки. Такое определение заложено в п. 6 ч. 1 ст. 3 закона о контрактной системе. Но не только мунзаказчики обязаны соблюдать требования 44-ФЗ, есть и другие организации.
Как определяет 44-ФЗ госзаказчиков
В п. 7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ прописано общее определение заказчика — это государственный или муниципальный заказчик или, в соответствии с ч. 1 и 2.1 ст. 15 44-ФЗ, бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие, которое проводит закупки. Получается, что 44-ФЗ содержит 3 термина, обозначающие лиц, которые применяют в закупочной деятельности этот закон. Вот какие виды заказчиков бывают по 44-ФЗ:
- госзаказчик;
- мунзаказчик;
- бюджетное учреждение, ГУП и МУП, которые проводят закупки в соответствии с ч. 1 и 2.1 ст. 15 закона о контрактной системе.
В пп. 5 п. 1 ст. 3 44-ФЗ прописано определение государственного заказчика по 44-ФЗ, в эту категорию входят:
- госорганы (в т. ч. органы госвласти);
- госкорпорация «Росатом»;
- госкорпорация «Роскосмос»;
- публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»;
- орган управления государственного внебюджетного фонда.
В этой же статье указано, являются ли государственными муниципальными заказчиками казенные учреждения, — да. Эти учреждения проводят все закупки только в порядке, который предусмотрен 44-ФЗ, исключений нет ни на государственном, ни на муниципальном уровне. Это связано, в т. ч., и с тем, что средства, которые получены ими от приносящей доход деятельности, зачисляются в доход бюджета бюджетной системы. Они не возвращаются учреждению в качестве дополнительного источника финансирования. Это закреплено в п. 4 ст. 298 ГК, п. 3 ст. 161 БК.
Еще в пп. 5 п. 1 ст. 3 закона о контрактной системе урегулировано, что государственный заказчик по 44-ФЗ — это организации, которые проводят закупки от имени России или отдельного субъекта РФ и в контрактах расходуют средства бюджетов государственного или регионального уровней. Еще госзаказчик по 44-ФЗ — это юрлица, которые уполномочены принимать бюджетные обязательства в рамках бюджетного законодательства от имени России или субъекта РФ.
В ЕИС есть реестр госзаказчиков, в котором собраны все организации, осуществляющие закупочную деятельность в рамках 44-ФЗ.
Что делают госзаказчики
Контрактная система нацелена на то, чтобы бюджетные деньги расходовались максимально прозрачно и эффективно. Государственные и муниципальные заказчики работают в рамках 44-ФЗ:
- заранее планируют закупочную деятельность, для этого законом предусмотрены планы-графики, составление которых является обязательным (при планировании закупки государственный заказчик обязан руководствоваться ст. 16 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1279 от 30.09.2019. Подробнее: Инструкция по заполнению плана-графика на 2022 год);
- работают открыто и прозрачно: информация об организации и ходе тендеров публикуется в открытом доступе в ЕИС. Это правило не касается только закрытых процедур, где сохранение секретности необходимо в интересах государственной безопасности;
- следуют ограничениям, которые установлены законом: соблюдать национальный режим закупок, проводить определенное количество закупок у СМП и СОНО, придерживаться правил нормирования закупок;
- обязаны добросовестно относиться к исполнению контрактов, не только выполнять все установленные условия, но и мотивировать к этому контрагентов: своевременно выставлять штрафы и пени в случае нарушений, профессионально принимать результаты исполнения.
Особые случаи
По общему правилу, к госзаказчикам не относят организации, которые не получают деньги из бюджета. Есть юридические лица, кто работает по 44-ФЗ при наступлении особых обстоятельств:
- автономные учреждения, если они являются получателями средств из бюджетов любого уровня, направленных на капиталовложения в объекты госсобственности;
- юридические лица, которым из бюджета предоставили субсидию;
- юридические лица, которым предоставлена бюджетная инвестиция;
- юридические лица, в том числе автономные, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, которым государственные или муниципальные организации на основании безвозмездного соглашения передали часть полномочий. Полномочия передаются в рамках деятельности по бюджетному инвестированию в объекты капитального строительства государственной собственности или при покупке объектов недвижимости.
Эти юрлица руководствуются законом о контрактной системе только в той части деятельности, которая направлена на расходование бюджетных средств или осуществляется в рамках переданных полномочий. Тратят собственные, внебюджетные, средства и работают вне полномочий они не по правилам 44-ФЗ.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ