Требования к участникам закупки — это запросы, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам. Главное условие для таких позиций в документации — не ограничивать конкуренцию.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Общие требования для участников тендеров по 44-ФЗ
Заказчики обязательно устанавливают единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ для каждого тендера и всех исполнителей без исключения. Они не зависят от способа проведения закупки, предмета торгов и обязательно включаются в извещение о проведении закупки (ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Вот основные требования и условия допуска к участию в торгах 44-ФЗ:
- Не проводится ликвидация.
- Поставщик не является офшорной компанией или бизнес принадлежит офшорной фирме не более чем на 10 % и не учреждён такой компанией.
- Отсутствуют решения арбитража о банкротстве и проведении конкурсного производства.
- Деятельность не приостановлена (не только на момент подачи заявки).
- Не зафиксирована задолженность по налогам и обязательным платежам за предыдущий год.
- У руководства поставщика или у единоличного поставщика (физического лица) нет судимости по статьям 289–291.1 УК РФ. Исполнитель не дисквалифицирован.
- Отсутствуют санкции за незаконное вознаграждение. Информация проверяется за два года, предшествующих подаче заявки.
- Не установлен конфликт интересов сторон.
- Участие в госзаказе не ограничено действующим законодательством РФ.

Пример единых требований из извещения заказчика:

Ситуативные требования
Определенные закупки подразумевают наличие особых квалификации и компетенций у потенциальных исполнителей. Это отражается в требованиях по ситуациям. Заказчики запрашивают лицензии, свидетельства о членстве в саморегулируемой организации, аккредитации, если предмет покупки относится к деятельности, требующей официальной сертификации (лицензирования, аккредитации).
Аккредитация понадобится при заказе услуг по техосмотру транспорта (ч. 1 ст. 5 170-ФЗ) и не только, а вот членство в СРО потребуется в случае госзаказа по кадастровой деятельности и различных видов оценки (ст. 29, 32, 33 221-ФЗ от 24.07.2007, ст. 4, 15.1 135-ФЗ от 29.07.1998).
Запрос о лицензировании (аккредитации, СРО) устанавливают следующим образом: ответственный исполнитель перечисляет подробный перечень подтвердительных регистров, которые впоследствии предоставляет участник торгов. Но этим условием не стоит злоупотреблять. Если заказчик укажет слишком длинный список, то он ограничит конкуренцию для потенциальных поставщиков. Лучше просто установить обобщенное требование о наличии лицензии или членстве СРО.
Отсутствие участников в реестре недобросовестных поставщиков
Заказчик сам определяет, предъявить ли к потенциальным исполнителям требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков или нет. Если хотите, чтобы контрагент реализовал контракт надлежащим образом, то включите запрос об отсутствии в РНП в закупочную документацию (ч. 5 ст. 31).

По 44-ФЗ требование об отсутствии сведений в РНП в отношении участников закупки устанавливается по желанию заказчика. Это необязательное условие.
Дополнительные требования к участникам
Такие условия включаются в документацию не всегда. Вот в каких случаях возможны дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ) при наличии технической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера в отношении предмета покупки.
С января 2022 года расширен перечень случаев, когда заказчик устанавливает доп. требования. По новому постановлению Правительства РФ № 2571 от 29 декабря 2021 года такие условия устанавливают при НМЦК более:
- 1 млн руб., если закупают работы по техобслуживанию или текущий ремонт;
- 500 тыс. руб. при размещении заказа в сфере культуры.
Дополнительные требования касаются квалификационной, материальной и финансовой обеспеченности потенциального поставщика. Законодательство допускает устанавливать запросы:
- о деловой репутации поставщика;
- материальных и нематериальных ресурсах, необходимых для исполнения контракта;
- технической оснащенности потенциального исполнителя;
- наличии определенного имущества (недвижимость, оборудование), привлекаемого к исполнению госконтракта;
- опыте работы в конкретной сфере и уровне подготовки (квалификации) специалистов.
Дополнительные условия включаются в извещение наравне с обязательными (ч. 5 ст. 31 44-ФЗ). Если заказчик устанавливает дополнительные требования (просто ставим галочку рядом с конкретным предложением в ЕИС и подробно описываем запрос для поставщика), то участник подает заявку совместно с документами, подтверждающими его соответствие. В качестве доказательств подойдут копии контрактов, актов выполненных работ, копии трудовых книжек, дипломы и приказы о присвоении квалификационных степеней у исполнителя и его сотрудников, реестровые записи о наличии имущества.

Порядок получения подтвердительных документов такой:
- Потенциальный поставщик направляет требуемые регистры оператору электронной площадки.
- Оператор публикует информацию в реестре аккредитованных участников (ч. 12 ст. 24.2 44-ФЗ).
- Получаете от оператора в составе вторых частей заявок.
Пример доптребований из извещения заказчика:

Как подтвердить соответствие требованиям
При проведении тендеров для участников определяется обязанность предоставлять в составе своих предложений документы, которые подтверждают их соответствие:
- Единым требованиям к участникам конкурса и аукциона, которое подтверждается декларацией в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе, и ситуативным требованиям заказчика (ч. 1 ст. 43 44-ФЗ). Например, при госзакупке исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности поставщик обязан обладать такими правами, это подтверждается декларацией.
- Дополнительным требованиям (ч. 2 ст. 43 44-ФЗ).
При подаче заявки на участие в конкурсе поставщик прикладывает к заявке документы, которые подтверждают его соответствие критериям выбора поставщика (ч. 1 ст. 43 44-ФЗ).
Информация о компании по пп. «а»–«л» п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ не включается в заявку (п. 2 ч. 6 ст. 31 44-ФЗ). Эти сведения заказчику отправит электронная площадка с помощью ЕИС:
- название фирмы;
- сведения о том, кто действует при подаче предложения от лица компании;
- ИНН;
- адрес;
- паспорт физ. лица, если поставщик — физ. лицо;
- выписка ЕГРЮЛ;
- документы о гос. регистрации;
- декларация о принадлежности поставщика к организации инвалидов или СОНКО.
Постановление Правительства РФ № 2571 от 29 декабря 2021 года изменило порядок подтверждения соответствия доп. условиям. Например, при участии в тендере на кап. ремонт подрядчику придётся подтвердить опыт исполнения контрактов в этой сфере за последние пять лет. Каким документом подтвердить опыт, подрядчик выбирает сам. Допустимые варианты:
- исполненный контракт;
- акт выполненных работ;
- разрешение на ввод в эксплуатацию;
- смета и разрешение на ввод в эксплуатацию.
Требования по 223-ФЗ
В торгах по Закону о закупках отдельными видами юридических лиц № 223 вправе участвовать физические, юридические лица или объединение таких лиц. Организатор покупки, заказчик или его работники не принимают участия в собственных закупках. Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц разъясняет, необходимо ли заказчикам по 223-ФЗ в положении о закупке указывать требования к участникам закупки: обязательные уточняющие требования к поставщику законом не предусмотрены, поэтому заказчики самостоятельно определяют необходимые и достаточные условия для потенциальных поставщиков.
Каждый тендер проводится с конкретным набором запросов к исполнителю. Состав требований зависит от предмета закупки, отраслевой специфики, особых технических характеристик и потребительских свойств приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ).
Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц уточняет, в каком документе заказчики по 223-ФЗ определяют требования к участникам закупок: все действия заказчик прописывает и утверждает в Положении о закупке (ч. 6, п. 4 ч. 10 ст. 3). Все запросы необходимо составлять в соответствии с Положением и включать их в документы закупки и извещение. Если заказчик предъявит условие, которое не указал в закупочных документах, то поставщик сможет пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу.
При разработке условий надлежит соблюдать нормативы ФАС и принципы Федерального закона № 223:
- Требования к потенциальным поставщикам полностью обоснованы, предъявляются ко всем участникам, соответствуют предмету закупки. Особые условия не создают преимуществ и незаконных ограничений конкуренции. Завышение требований не допускается, исключение — специфические потребности заказчика (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа № Ф07-3271/2017 от 04.05.2017).
- Все условия отвечают принципу изменяемости. Они конкретизированы и понятны для каждого потенциального поставщика и подтверждаются определенными документами.
- Для групповых участников предъявляются совокупные условия, а не отдельные запросы для каждого лица. Несоблюдение этого правила является противоречием принципам закона № 223 и грозит штрафными санкциями (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-25552/2016 от 08.07.2016).
По 223-ФЗ установление требований к участникам закупки — это обязательство заказчика. Госкомпании вправе разрабатывать и утверждать список единых условий и предъявлять их к поставщикам при проведении конкурентных процедур (способ и предмет покупки значения не имеют). В случае специфических торгов допускается включение дополнительных и квалификационных условий для потенциальных поставщиков.
Мы собрали в таблице все требования к участникам закупки по 223-ФЗ.
Разъяснения |
Примеры |
|
---|---|---|
Основные |
Их надлежит включать при проведении каждой закупки. Вносятся в документацию и извещение для подтверждения надежности будущего контрагента. |
|
Дополнительные |
Устанавливаются только при наличии такой нормы в Положении заказчика. Не вправе противоречить принципам закона № 223 (ч. 1 ст. 3). |
Условия направлены на уточнение конкретных сведений об участнике. Не являются избыточными, завышенными и ограничивающими конкуренцию. |
Квалификационные |
Подтверждают определенную квалификацию или принадлежность потенциального поставщика. Все условия соразмерны предмету торгов. Составляйте корректные формулировки. Такие запросы позволяют участникам оценить, смогут ли они выполнить заказ надлежащим образом. |
|
Иные дополнительные |
Применяются редко. Такие условия воспринимаются участниками как ограничения и приводят к жалобам в ФАС. |
|
Если устанавливаете особое условие, которое существенно ограничит конкуренцию среди участников, то выведите его из списка условий и включите в критерии оценки заявок (постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2017 № Ф05-20582/2016).
Об авторе этой статьи

- Бухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.