Для бюджетных заказчиков обязательно казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета. Казначейство отслеживает контракты и платежи по ним. Нецелевое исполнение или неисполнение бюджета приравнивают к финансовым правонарушениям, а к нарушителю применяют меры реагирования.
Какие НПА регулируют казначейское обслуживание и как оно проходит
Казначейское обслуживание (КО) — это система сопровождения платежей финансовыми органами через Федеральное казначейство. КО регулируется российским Бюджетным кодексом — главой 24.3 БК РФ. Разные виды КО описаны в отдельных статьях БК и регламентирующих нормативных актах. К примеру, казначейское обслуживание государственных внебюджетных фондов регулируется и гл. 24.3 БК РФ, и Приказом Казначейства № 21н от 14.05.2020.
Для КО учреждениям и организациям открывают казначейские счета:
- единый счет бюджета;
- казначейский счет (КС) для отражения операций по учету и распределению поступлений;
- КС для операций со средствами во временном распоряжении;
- КС для бюджетных и автономных учреждений (такой счет нужен бюджетным заказчикам);
- КС для операций с деньгами Фонда национального благосостояния;
- КС для операций с деньгами получателей средств из бюджета (такой счет нужен некоторым поставщикам — юрлицам и ИП);
- КС для операций с деньгами участников казначейского сопровождения и др.
Порядок казначейского обслуживания исполнения бюджета ТФОМС, нового СФР, заказчиков, поставщиков и других получателей бюджетных средств определяет Казначейство. Правила закреплены в Приказе ФК № 21н от 14.05.2020.
По правилам, казначейское обслуживание местных бюджетов (равно как и федеральных, и бюджетов внебюджетных фондов) начинается сразу же после открытия единого счета федбюджета Федеральному казначейству или ответственному финансовому органу в регионе. Для внебюджетных фондов единый счет открывают органу управления государственным внебюджетным фондом.
Получатели денег из федбюджета и региональные финансовые органы являются прямыми участниками системы казначейских платежей и распоряжаются деньгами на едином счете. А казначеи предоставляют финансовым органам информацию об операциях по исполнению федбюджета или бюджетов других уровней. Вот так и осуществляется КО в обобщенном виде.
Как казначейское обслуживание работает для госзакупок
Ключевой орган казначейского обслуживания исполнения бюджета — это Федеральное казначейство (ПП РФ № 703 от 01.12.2004). ФК следит за исполнением бюджета, занимается кассовым обслуживанием, осуществляет предварительный и текущий контроль за проведением бюджетных операций, выполняет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Контрольные мероприятия ФК распространяются и на заказчиков, и на поставщиков (ч. 8 ст. 99 44-ФЗ). Казначеи проверяют обоснованность закупок за счет бюджетных средств, ценообразование, исполнительскую дисциплину поставщиков (смотрят документы поставки), ответственность обеих сторон соглашения. Кроме того, специалисты ФК контролируют соответствие товаров, работ и услуг условиям контракта.
Одним из инструментов казначейского контроля в рамках КО является ведение реестра контрактов в Единой информационной системе. Через сведения, опубликованные в ЕИС, казначеи отслеживают информацию о заказчиках и поставщиках, о сроках исполнения контрактов, его отдельных этапов и контрактных обязательствах, о начислении неустоек, штрафов и пеней. Такая система позволяет своевременно выявлять поставщиков, которых не привлекли к ответственности из-за неисполнения их обязанностей.
В рамках КО специалисты ФК проверяют планы-графики закупок, а через них — финансовое обеспечение госконтрактов на государственные и муниципальные нужды и исполнение выделенного финансирования (ч. 5 ст. 99 44-ФЗ). Помимо ЕИС, для контроля финансовых обязательств в планировании и исполнении бюджета привлекают и региональные информационные системы, как пример — ЕАСУЗ Московской области.
Помимо контроля и надзора, суть КО проявляется и в проведении операций получателей бюджетных средств. Операции проводят через КС, открытые получателям денег. Информационный обмен между прямыми участниками системы казначейских платежей проходит в электронном виде: все документы подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и передают через специальную информационную систему.
В чем разница казначейского и кассового обслуживания
Кассовое обслуживание — это одно из направлений КО, то есть более узкое понятие. Казначейство обслуживает платежи из федерального бюджета путем проведения кассовых документов — распоряжения о совершении казначейских платежей, распоряжения в виде обращения прямого участника о необходимости перечисления денежных средств при постановке на учет его денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств передает в ТОФК такое распоряжение. По правилам, распоряжение о совершении казначейского платежа по госконтрактам по 44-ФЗ составляется и предоставляется получателями не позднее одного рабочего дня после постановки на учет денежного обязательства и не позднее четвертого рабочего дня после дня подписания документа о возникновении денежного обязательства, если его формируют в ТОФК.
Для исполнения КО территориальный орган ФК проверяет распоряжения от получателей на соответствие:
- документам для санкционирования оплаты денежных обязательств (Приказ Минфина № 257н от 30.10.2020);
- положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств (ст. 219 и 219.2 БК РФ).
Деньги перечисляют только после санкционирования платежа.
До 1 января 2025 при КО прямые участники системы казначейских платежей (заказчики) предоставляют в ТОФК такие виды распоряжений на оплату:
- заявку на кассовый расход;
- сокращенную заявку на кассовый расход;
- сводную заявку на кассовый расход;
- заявку на возврат;
- заявки на получение наличных или денег на карту;
- заявку для обеспечения электронными наличными.
То есть чтобы заплатить поставщику, заказчик заполняет и отправляет в ТОФК заявку на кассовый расход. Форма такой заявки приводится в приложении № 15 к Порядку № 21н. С 1 января 2023 года бланк такой заявки изменился (Приказ Казначейства № 19н от 29.07.2022). Заполнять заявку необходимо на актуальном бланке.
Еще по теме:
- как проходит казначейское сопровождение контрактов по 44-ФЗ и ГОЗ;
- обзор изменений в правилах работы со сведениями о денежных обязательствах и распоряжениях о казначейских платежах;
- особенности работы расширенного казначейского сопровождения с учетом совместного письма Минфина и Казначейства;
- как применяются на практике изменения в правилах исполнения бюджета;
- Минфин и Казначейство разъяснили, как перечисляются деньги с казначейским сопровождением на расчетные счета.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.