Содержание
Суть централизации закупок в том, чтобы выбор поставщиков или полностью всю закупочную процедуру для заказчиков проводил спецорган или учреждение, которые уполномочены на это. Критически важно, чтобы решение о централизации принималось юридически грамотно.
Кем принимаются решения о централизации закупок
Чтобы централизованно определить поставщика на федеральном, региональном, муниципальном уровнях — создают спецорган, учреждение или дают полномочия спецоргану (учреждению), который уже существует, или нескольким таким спецорганам.
В ч. 1 ст. 26 44-ФЗ указано, что полномочия таких спецорганов принимаются решениями об их создании или принимаются решениями о наделении полномочий. Но им не передают полномочия по обоснованию закупок, определению условий, в т. ч. НМЦК, и подписанию контрактов.
Исключение из этого правила — централизация по ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ, т. н. «ведомственная централизация», т. к. часто она заключается в централизации для группы госзаказчиков, а не как, например, для всех заказчиков региона.
В ч. 2, 3, 4 ст. 26 44-ФЗ, п. 1 Информационного письма Минфина от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 указано, что есть 2 варианта ведомственной централизации, которые организуют на федеральном уровне, уровне субъекта или муниципальном уровне:
- Спецорган, который уполномочен (казенное учреждение, которое уполномочено), только определяет поставщика, а заказчики сами заключают и контролируют выполнение контрактов. А органы и учреждения субъектов, которые уполномочены, могут определять поставщиков и для муниципальных заказчиков, если есть соглашение между субъектом РФ и муниципальными образованиями, которые находятся на их территориях.
- Спецорган, который уполномочен (казенное учреждение, которое уполномочено), проводит полный цикл закупки, то есть планирует ее, проводит процедуру определения поставщика, заключает контракт и принимает исполнение, обеспечивает оплату по контракту для госзаказчиков. Так, например, КУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» проводит весь цикл закупки канцпринадлежностей и бумаги для отдельных ФОИВ и их территориальных подразделений по постановлению Правительства РФ № 892 от 19.06.2020.
В письмах Минэкономразвития от 23.12.2016 № Д28и-3422, Минфина от 10.03.2020 № 24-01-08/17339 указано, что такая ведомственная централизация для отбора поставщиков или полного цикла закупки возможна для нескольких органов исполнительной власти, местных органов, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий.
Как принимается решение о централизации закупок
В ч. 5 ст. 26 44-ФЗ указано, что все органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают решение, как они и их территориальные подразделения и учреждения, для которых эти спецорганы выполняют функции учредителя, будут исполнять полномочия заказчиков. Вот какие есть варианты:
- принимается решение, что каждый заказчик проводит закупки для себя сам;
- принимается решение, что органы исполнительной власти и местного самоуправления только определяют поставщиков для конкретных заказчиков;
- принимается решение, что органы исполнительной власти и местного самоуправления проводят полный цикл процедуры для конкретных заказчиков;
- принимается решение, что органы исполнительной власти и местного самоуправления наделяют полномочиями спецорганы или учреждения, которые отбирают поставщиков для конкретных заказчиков;
- принимается решение, что органы исполнительной власти и местного самоуправления наделяют полномочиями спецорганы или учреждения, которые проводят полный цикл закупки для конкретных заказчиков.
В Письме Минэкономразвития от 31.01.2017 № Д28и-344 разъяснено, что для ГУПов и МУПов такие решения принимать не всегда обязательно.
Еще в условиях предоставления целевых межбюджетных трансферов встречаются решения, которые принимаются с требованиями о централизации государственных закупок за счет этих средств.
Тогда Кабмин принимает решение уполномочить спецорган (учреждение) для выбора поставщиков для госзаказчиков региона, бюджетных учреждений, региональных ГУП, региональных спецорганов и учреждений, которые уполномочены.
В ч. 7, 8 ст. 26 44-ФЗ указано, что такое же право есть и у региональных властей при межбюджетных трансферах из регионального бюджета конкретным региональным госзаказчикам.
В ч. 4, 8, 9 ст. 26 44-ФЗ указано, что есть сценарий, когда принимается решение о межуровневой централизации, суть которой в том, что на основе соглашений, например, уполномоченный орган субъекта определяет поставщиков для муниципалитетов или уполномоченный орган муниципального района определяет поставщиков для отдельных муниципальных заказчиков, которые действуют от имени поселений.
Порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченных органов принимается решением об их создании или о наделении полномочий.
Вот пример решения об организации централизации госзакупок в Республике Тыва, которое принималось правительством республики.

В ч. 10, 11 ст. 26 44-ФЗ указано, что в процессе определения поставщиков к уполномоченным органам применяются нормы контрактного законодательства, которые регламентируют права и обязанности заказчика и контроль, мониторинг и аудит в сфере государственных закупок.
Если в ходе централизации закупок выявят правонарушения, то к ответственности привлекут должностное лицо заказчика (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение), действия которого привели к нарушению.
Например, если в силу распределения полномочий определял и обосновывал НМЦК заказчик, то отвечать за нарушения, которые допустил, будет его должностное лицо, для которого принимались такие полномочия.
В Письме Минфина № 24-03-08/104212 от 21.12.2021 указано, что должностных лиц уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) не привлекут к ответственности за то, что они разместили в ЕИС и подписали УКЭП извещение о закупке с некорректным обоснованием НМЦК.
Документы и разъяснения
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Постановление Правительства РФ № 892 от 19.06.2020 |
Информационное письмо Минфина от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 |
Письмо Минэкономразвития от 23.12.2016 № Д28и-3422 |
Письмо Минфина от 10.03.2020 № 24-01-08/17339 |
Письмо Минэкономразвития от 31.01.2017 № Д28и-344 |
Письмо Минфина № 24-03-08/104212 от 21.12.2021 |
Об авторе этой статьи

-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2023.11.28223-ФЗПамятка госзакупщикам: что нужно сделать в декабре по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- 2023.11.28Документы поставщикаКак уведомить заказчика о привлечении подрядчиков к исполнению госконтракта
- 2023.11.22Документы заказчикаИнструкция по закупке бумаги по 44-ФЗ
- 2023.11.22Инструкции для бухгалтераРекомендации по оплате НДС подрядчиками на УСН в рамках 44-ФЗ
А с какими проблемами вы сталкиваетесь при проведении централизованных закупок и как их решаете?