Преференции по 44-ФЗ — это значит, что участник получает преимущества в отношении цены госконтракта до 20 %. Но имеют их не все участники госзакупок.
Как отличить преференции и преимущества в контрактной системе
В контрактной системе используют два близких понятия: «преференции» и «преимущества». Они отличаются субъектами получения. Вот каким субъектам предоставляются преимущества при осуществлении закупок по 44-ФЗ в 2023 году:
- представители уголовно-исполнительной системы (УИС);
- организации инвалидов;
- субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).
Еще в 2021 году к этому списку планировали добавить представителей малого бизнеса на Крайнем Севере. 01.10.2020 на сайте проектов нормативных актов выложили проект закона, который закрепляет за малыми предпринимателями льготы в тендерах на поставку товара или оказание услуг на северных территориях. Но пока этого не сделали.
А условия допуска иностранных товаров или преференция по 44-ФЗ — это значит преимущества для поставщиков, которые предлагают товары отечественного производства в рамках импортозамещения.
Подробнее: «Новые правила национального режима по 44-ФЗ».
Но чаще между преференциями и преимуществами разницы не делают и воспринимают их как синонимы льгот и приоритета.
Как работают преференции по 44-ФЗ
Как работают преференции и преимущества, мы раскрыли в таблице.
Представители УИС (ст. 28 44-ФЗ) |
Организации инвалидов (ст. 29 44-ФЗ) | СМП и СОНКО (ст. 30 44-ФЗ) | |
---|---|---|---|
Каким категориям участников закупок предоставляются преимущества по 44-ФЗ | Учреждения и предприятия |
|
Компания относится к малому предпринимательству, если соответствует требованиям по ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 и сведения о ней есть в реестре СМП. К СОНКО относятся юрлица, которые решают социальные проблемы, развивают гражданское общество и занимаются видами деятельности, которые прописаны в ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996. |
Суть преференции |
В случае победы на торгах вправе претендовать на такой перечень преимуществ уголовно- исполнительной системы по 44-ФЗ: требовать увеличить цену контракта на 15 %, но не выше НМЦК. |
Эти организации вправе требовать увеличить цену контракта на 15 %, но не выше НМЦК. В случае победы на торгах. |
Преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются таким образом:
|
Когда предоставляют преимущества |
Обладают преимуществами УИС по 44-ФЗ по распоряжению правительства № 3500-р от 08.12.2021, если приобретают товары, работы или услуги, которые включены в список, утвержденный этим распоряжением. С 2022 года преимущества УИС по 44-ФЗ по постановлению № 649 не предоставляются. Оно утратило силу, а на его место пришло распоряжение правительства № 3500-р от 08.12.2021. |
Утверждают преференции инвалидам по 44-ФЗ по распоряжению правительства № 3500-р, если приобретают товары, работы, услуги из перечня, который утвержден этим распоряжением. С 2022 года преференции инвалидам по 44-ФЗ по постановлению правительства № 341 не предоставляются. Оно утратило силу, а на его место пришло распоряжение правительства № 3500-р от 08.12.2021. |
В закупках любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 25 % от СГОЗ, который рассчитывается в рамках ст. 30 44-ФЗ. |
Кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок | В закупках у единственного поставщика. | В закупках у единственного поставщика. |
В закупках у единственного исполнителя с начальной ценой выше 20 млн руб. Требовать привлечь представителей малого бизнеса заказчик вправе в любой закупке. |
Как работают преференции для отечественных товаров
В контрактной системе преимущества товарам российского происхождения по 44-ФЗ дают не только российским, но и товарам, произведенным в странах — участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но не для всех товаров. Приказом Минфина № 126н от 04.06.2018 утвержден перечень иностранной продукции, которая имеет специальные правила по допуску в госзакупках.
Порядок предоставления преимуществ по Приказу № 126н заключается в следующем:
- при проведении электронных конкурса и запроса котировок участники, которые предложили отечественные товары или продукцию, которая сделана в странах ЕАЭС, ДНР, ЛНР, имеют приоритет по критерию «цена контракта». Для этого их ценовое предложение «виртуально» опускается на 15 или 20 % (для товаров из приложения № 2, закупаемых при реализации нацпроектов (программ)). Затем сравнивается с ценами на иностранную продукцию. Например, если НМЦК — 500 000 руб. Первый участник предложил китайский товар за 450 000, а второй заявил о желании поставить отечественную продукцию за максимальную цену в 500 000 руб. Получается, что для сравнения цена второго снижается на 75 000 и становится 425 000. Это меньше, чем 450 000. Второй участник побеждает, но контракт с ним заключается по изначальной цене в 500 000 рублей;
- при проведении аукциона победителя определяют обычным путем. Затем если участник предлагает товар иностранного происхождения, то его цену снизят на 15 или 20 % (для товаров из приложения № 2, закупаемых при реализации нацпроектов (программ)), и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, то предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений. Учитывайте дополнительное снижение, чтобы не уйти в минус.
Как работают преференции по налогам
Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются плательщику налогов, который исполняет все требования статьи 395 Налогового кодекса. Например, занимается благотворительной деятельностью. Они бывают:
- территориальные;
- отраслевые;
- срочные;
- целевые;
- интравекторные и функциональные.
Например, территориальные нужны, чтобы поддерживать и развивать определенные территории, а отраслевые предусмотрены в конкретных отраслях производства. Выражаются они в налоговых льготах, пониженной ставке, возможности отсрочить налоговые платежи или вовсе не платить. В госзакупках налоговых льгот нет.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Если участник не является общероссийской организацией или не соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ, то заявку отклоняют. |
Письмо ФАС № ИА/21098/18 от 28.03.2018 |
|
О применении Приказа Минфина № 126н от 04.06.2018 | Письмо Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019 |
Об авторе этой статьи

-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2024.01.17Контроль закупокМожно ли изменять существенные условия госконтракта
- 2024.01.10Банковские гарантииКак вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
- 2024.01.10Контроль закупокКак организовать работу контрактной службы заказчика
- 2024.01.10Документы заказчикаИнструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок