Аффилированность в закупках по 44-ФЗ — это такая взаимосвязь двух субъектов, компании и другой компании или гражданина, при которой второе лицо имеет инструменты влияния на деятельность первого. Например, могут принимать решения о заключении или незаключении сделок или влиять на порядок исполнения заключенных соглашений.
Кто такие аффилированные лица
Лицами, аффилированными с организацией, являются компании и граждане, которые располагают инструментами влияния на деятельность этой организации. На практике аффилированность в госзакупках имеет значение в связи с тем, что от конкретного субъекта зависит деятельность контрагента заказчика. Заказчику важно понимать, что этот субъект является добросовестным, и его решения и действия не сорвут исполнение контракта.
В соответствии со ст. 4 закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1, аффилированными являются:
- член коллегиального органа управления, например совета директоров, или член коллегиального исполнительного органа;
- руководитель организации;
- лица, принадлежащие к одной с рассматриваемой компанией группе;
- субъекты, которые обладают как минимум 20% голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли рассматриваемой компании;
- лицо, в котором рассматриваемая организация имеет 20% голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли;
- аффилированные лица в закупках — это и члены совета директоров, члены коллегиальных исполнительных органов или руководитель финансово-промышленной группы, в которую входит рассматриваемая организация, если она в таковую входит.
Аффилированность по 44-ФЗ
В госзакупках вправе участвовать любые организации и граждане, наличие связи с другой компанией или человеком препятствием не является. Но участникам тендеров по 44-ФЗ важно помнить две вещи:
- в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ, заказчик при организации тендера вправе установить требование о том, чтобы ни участник закупки, ни его аффилированные лица не находились в реестре недобросовестных поставщиков. То есть если компания намерена принимать участие в тендере, а в извещении установлено такое требование, имеет смысл проверить, нет ли в РНП упоминаний о связанных с компанией гражданах или организациях;
- с июля 2021 года изменились правила ведения реестра недобросовестных поставщиков. Теперь в него включают информацию о субъектах, которые имеют возможность влиять на деятельность компании, вносимой в РНП. А это и есть аффилированные лица, по 44-ФЗ, таковыми считаются граждане и компании, которые владеют не менее чем четвертью акций, долей или паев организации. Таким образом, если субъект владеет четвертью организации и эта организация участвует в торгах, такому субъекту важно помнить, что если подконтрольный участник попадет в РНП, информация о нем также окажется в реестре.
Говоря о том, как проверить аффилированность лиц для 44-ФЗ, — проверить, какой объем акций, долей или паев принадлежит субъекту. Если 25% или более, он аффилирован с участником.
Аффилированность в закупках по 223-ФЗ
В законе аффилированность по 223-ФЗ никак специально не урегулирована, в этом законе отсутствуют упоминания об этой категории и нет специальных правил, ее регулирующих. В подзаконных актах также отсутствуют специальные ограничения на участие аффилированных субъектов в таких закупках.
Очевидно, специальные нормы и правила, которых обязаны придерживаться аффилированные лица по 223-ФЗ, заказчики вправе предусмотреть самостоятельно в положениях о закупке.
Аффилированность и конфликт интересов
Конфликт интересов — это ситуация, при которой у человека, принимающего решения со стороны заказчика, имеется личная заинтересованность в том или ином исходе торгов. Что считать конфликтом интересов в контексте госзакупок, описано в п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. В соответствии с этим пунктом, конфликт возникает, когда руководитель заказчика, член закупочной комиссии, глава контрактной службы или контрактный управляющий состоят в родстве с выгодоприобретателями участника. Выгодоприобретателями являются, в том числе:
- руководитель участника;
- член коллегиального исполнительного органа;
- субъект, владеющий более чем 10% голосующих акций, долей или паев участника.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ