Госконтракт является специальным видом гражданско-правовых соглашений, который подчиняется не только правилам ГК РФ, но и специальным нормам, установленным 44-ФЗ. При этом есть масса признаков, чем контракт отличается от договора, в их числе порядок нормативного регулирования, заключения, изменения, состав участников и другие особенности.
Законодательная основа
Основой регулирования гражданско-правовых отношений является Гражданский кодекс РФ — документ, устанавливающий основные принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов. Федеральный закон № 44-ФЗ — это специализированный закон, регулирующий отдельную область гражданско-правовых отношений — сферу госзаказа. Таким образом, 44-ФЗ углубляет понятия и правила, в общих рамках установленные в ГК РФ.
Статья 420 ГК РФ дает понятие гражданско-правового договора — соглашение двух или более лиц, регулирующее их взаимные гражданские права и обязанности. Статья 526 ГК РФ указывает на понятие государственного и муниципального контрактов, оговаривая, что это сделки, по которым поставщик передает товары государственному или муниципальному заказчику. То есть уже Гражданский кодекс указывает на отличия договора поставки для государственных нужд по ГК от 44-ФЗ: одна из сторон — это государственный или муниципальный заказчик, а не рядовой хозяйствующий субъект.
Однако, необходимо различать контракт и договор: в чем разница между этими категориями, разъясняет ст. 3 44 -ФЗ. По смыслу этой статьи, сделка по 44-ФЗ — это вид договора, одной из сторон которого является представитель государственной или местной власти, нужды которого за счет этого договора обеспечиваются.
Также в этой статье дано определение государственного контракта по 44-ФЗ — это соглашение, которое заключено от имени Российской Федерации органами власти. Простые сделки заключаются бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями.
В этой же статье имеются определения:
- сделки жизненного цикла — это вид соглашения, по которому поставщик не только предоставляет товар, но и обязуется его обслуживать в ходе эксплуатации и утилизировать по ее окончании. То есть предполагается полное сопровождение товара поставщиком (подробнее: что такое контракт жизненного цикла и его оформление по 44-ФЗ);
- сделки на поставку товаров, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан, — это соглашение, предполагающее поставку продуктов питания, товаров, необходимых для оказания медицинской помощи, и другой продукции, без которой нормальная жизнь граждан невозможна;
- сделки со встречным инвестиционным обязательством — это соглашение, по которому поставщик инвестирует определенную сумму средств в организацию производства продукции на той или иной территории, а заказчик обязуется приобретать долю производимых ТРУ. Подробнее: офсетный контракт по 44-ФЗ: особенности заключения
Также важно понимать отличия госконтракта от муниципального, муниципальный контракт — это договор, заключенный органом муниципальной власти, он выступает в качестве заказчика и организации-поставщика ТРУ.
Основные отличия
Независимо от того, является ли сделка по госзаказу государственной, муниципальной или простой, она подчиняется правилам, установленным 44-ФЗ, что налагает на нее следующие особенности, по сравнению с обычным договором. Говоря о том, чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ, следует помнить о следующих особенностях:
- особенная цель заключения. Это средство обеспечения государственных или муниципальных нужд, в то время как обычный договор удовлетворяет потребности рядовых хозяйствующих субъектов;
- состав участников. В сделке по закону о госзаказе на стороне заказчика выступают лица, перечисленные в 44-ФЗ: государственные органы, органы власти муниципалитетов, бюджетные и казенные учреждения и унитарные предприятия. В субъекте заказчика заключается отличие госконтракта от муниципального — в первом это федеральный или региональный орган власти, во втором — местный;
- порядок заключения — процедура заключения строго регламентирована. Федеральный закон № 44-ФЗ описывает порядок действий при проведении тендеров, сроки публикации документов и заключения сделки, порядок коммуникации заказчика и претендентов на победу в ходе процедуры и многое другое. Нарушение любого из аспектов процедуры является административным правонарушением;
- стороны соглашения по закону о госзаказе обладают меньшей свободой, чем стороны обычной сделки. Заказчик не свободен в выборе контрагента и не вправе опираться в этом на личные предпочтения — соглашение заключается с победителем процедуры и не иначе. Участники добровольно подают заявки, но победитель не вправе необоснованно отказаться от заключения, это грозит ему попаданием в РНП;
- порядок исполнения — еще одно отличительное свойство государственного контракта, по сравнению с обычным договором. Когда соглашение заключено, его стороны вправе общаться и взаимодействовать в рамках отношений свободно, как любые субъекты гражданско-правовых отношений. Однако 44-ФЗ ограничивает для них возможность изменять положения соглашения и условия его расторжения;
- регламентация положений. Заключению сделки по госзаказу предшествует издание тендерной документации, которой он обязан соответствовать. Заключению обычной сделки часто предшествуют определенные документы, например переписка, но стороны вольны в итоговом тексте соглашения не учитывать те или иные аспекты этой переписки.
Таким образом, государственный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд — это соглашение, порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения которого строго регламентированы.
Элементы содержания госконтракта
На любое соглашение: государственное или муниципальное, договор или контракт для бюджетных учреждений по 44-ФЗ — распространяются общие требования к договору, установленные ГК РФ. Но тексты, написанные в соответствии с 44-ФЗ, содержат несколько важных особенностей. В законе о госзакупках имеется специальная статья 34 о государственных контрактах, регулирующая требования к текстам таких соглашений. В них указываются такие положения:
- норма о неизменности цены;
- нормы об ответственности контрагента заказчика в случае неисполнения им условий соглашения;
- описание порядка приемки результатов исполнения;
- правила об обеспечении исполнения соглашения поставщиком, подрядчиком или исполнителем;
- требование о предоставлении информации о привлекаемых субподрядчиках;
- возможность заключения соглашений жизненного цикла;
- особый порядок отказа от исполнения условий.
Если говорить о том, является ли нормативным актом государственный контракт, то нет, не является. Нормативный акт — это документ, изданный уполномоченным органом власти, регулирующий правила поведения неограниченного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Госконтракт — это соглашение, регулирующее отношения конкретных лиц в конкретных рамках.
С учетом этих особенностей до 2022 года разрабатывали и публиковали в ЕИС готовые формы, обязательные для применения заказчиками. Эти формы применяются в части, не противоречащей действующему законодательству. Это правило действует до утверждения правительством типовых условий контрактов на основании ч. 12 ст. 8 360-ФЗ от 02.07.2021, п. 4 информационного письма Минфина № 24-01-09/10138 от 14.02.2022.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты нормативного акта | Скачать |
---|---|---|
О применении наименований «контракт» или «договор» в закупках. |
Письмо Минфина № 24-02-05/37727 от 16.06.2017 |
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ