Чем отличается контракт от договора по 44 ФЗ:
- нормативным регулированием;
- порядком заключения;
- составом участников;
- целью заключения;
- особенностями содержания и исполнения.
Законодательная основа
Основой регулирования гражданско-правовых отношений является Гражданский кодекс РФ — документ, устанавливающий основные принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов. Федеральный закон № 44-ФЗ — это специализированный закон, регулирующий отдельную область гражданско-правовых отношений — сферу госзаказа. Таким образом, 44-ФЗ углубляет понятия и правила, в общих рамках установленные в ГК РФ.
Статья 420 ГК РФ дает понятие гражданско-правового договора — соглашение двух или более лиц, регулирующее их взаимные гражданские права и обязанности. Статья 526 ГК РФ указывает на понятие государственного и муниципального контрактов, оговаривая, что это сделки, по которым поставщик передает товары государственному или муниципальному заказчику. То есть уже Гражданский кодекс указывает на отличия договора поставки для государственных нужд по ГК от 44-ФЗ: одна из сторон — это государственный или муниципальный заказчик, а не рядовой хозяйствующий субъект.
Федеральный закон о госзакупках в ст. 3 указывает на то, в чем разница между договором и контрактом по 44-ФЗ: по смыслу этой статьи, сделка по 44-ФЗ — это вид договора, одной из сторон которого является представитель государственной или местной власти, нужды которого за счет этого договора обеспечиваются.
Также в ст. 3 указана разница контракта и государственного контракта: госконтракты заключают от имени Российской Федерации органами власти, а простые контракты — бюджетные учреждения и унитарные предприятия.
Аналогично формируется ответ на вопрос, чем отличается муниципальный контракт от контракта, — по муниципальному заказчиком является орган муниципальной власти.
Основные отличия
Независимо от того, является ли сделка по госзаказу государственной, муниципальной или простой, она подчиняется правилам, установленным 44-ФЗ, что налагает на нее следующие особенности, по сравнению с обычным договором:
- Особенная цель заключения. Это средство обеспечения государственных или муниципальных нужд, в то время как обычный договор удовлетворяет потребности рядовых хозяйствующих субъектов.
- Состав участников. В сделке по закону о госзаказе на стороне заказчика выступают лица, перечисленные в 44-ФЗ: государственные органы, органы власти муниципалитетов, бюджетные и казенные учреждения и унитарные предприятия. В субъекте заказчика заключается отличие государственного контракта от муниципального — в первом это федеральный или региональный орган власти, во втором — местный.
- Порядок заключения — процедура заключения строго регламентирована. Федеральный закон № 44-ФЗ описывает порядок действий при проведении тендеров, сроки публикации документов и заключения сделки, порядок коммуникации заказчика и претендентов на победу в ходе процедуры и многое другое. Нарушение любого из аспектов процедуры является административным правонарушением.
- Стороны соглашения по закону о госзаказе обладают меньшей свободой, чем стороны обычной сделки. Заказчик не свободен в выборе контрагента и не вправе опираться в этом на личные предпочтения — соглашение заключается с победителем процедуры и не иначе. Участники добровольно подают заявки, но победитель не вправе необоснованно отказаться от заключения, это грозит ему попаданием в РНП.
- Порядок исполнения. Когда соглашение заключено, его стороны вправе общаться и взаимодействовать в рамках отношений свободно, как любые субъекты гражданско-правовых отношений. Однако 44-ФЗ ограничивает для них возможность изменять положения соглашения и его расторжения.
- Регламентация положений. Заключению сделки по госзаказу предшествует издание тендерной документации, которой он обязан соответствовать. Заключению обычной сделки часто предшествуют определенные документы, например переписка, но стороны вольны в итоговом тексте соглашения не учитывать те или иные аспекты этой переписки.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали проблемы теории и практики госконтрактов через призму гражданского законодательства. Используйте эти работы бесплатно.
Получить бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс на 2 дня
Элементы содержания госконтракта
На любое соглашение: государственное или муниципальное, договор или контракт для бюджетных учреждений по 44-ФЗ — распространяются общие требования к договору, установленные ГК РФ, но тексты, написанные в соответствии с 44-ФЗ, содержат несколько важных особенностей. В них указываются такие положения:
- норма о неизменности цены;
- нормы об ответственности контрагента заказчика в случае неисполнения им условий соглашения;
- описание порядка приемки результатов исполнения;
- правила об обеспечении исполнения соглашения поставщиком, подрядчиком или исполнителем;
- требование о предоставлении информации о привлекаемых субподрядчиках;
- возможность заключения соглашений жизненного цикла;
- особый порядок отказа от исполнения условий.
С учетом этих особенностей уже разработаны и опубликованы в ЕИС готовые формы, обязательные для применения заказчиками.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты нормативного акта | Скачать |
---|---|---|
О применении наименований «контракт» или «договор» в закупках. | Письмо Минфина № 24-02-05/37727 от 16.06.2017 | Скачать |