Уступка права требования по государственному контракту по 44-ФЗ — это переход возможности получить оплату по договору третьему лицу. Но не все госорганы согласны, что так можно делать.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Общие положения
В п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса (ГК) указано, что уступка прав требования кредитора — это переход возможностей, которые у него есть, другому лицу по сделке или в рамках законодательства.
Если должник согласен на уступку прав требования в соответствии с законом, нужно ли устанавливать в договоре соответствующее положение: по общему правилу согласие требуют, когда это прописано в договоре, а не наоборот. Чтобы передать права другому лицу, согласие должника не нужно, если иное не предусмотрено законом или договором. Это указано в п. 2 ст. 382 ГК.
В ст. 112 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 о несостоятельности (банкротстве) раскрывается, что такое уступка прав требования должника в рамках внешнего управления. В гражданском и закупочном законодательстве используется только понятие уступки прав требования кредитора (цессия).
В пп. 1, 2 ст. 388 ГК указано, что уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что нельзя менять поставщика. Исключение составляют случаи, когда новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту из-за реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения. Толкование этой нормы и вопрос — можно ли уступить уступленное право требования — вызывают основные проблемы в правоприменительной практике.
Гражданский кодекс запрещает уступку обязательств по контрактам, которые заключены по итогам конкурсов или аукционов, но для цессии оплаты по таким контрактам делается исключение. Если решили уступить право по договору на аукционе в части получения оплаты передать по договору цессии (обязательства по контракту), то оформите согласие заказчика. Не забудьте удостовериться, что обязательства выполнены полностью.
Цессия по 44-ФЗ: Верховный Суд против Минфина
Гражданское законодательство в ч. 7 ст. 448 ГК разъясняет, можно ли уступить право требования оплаты по государственному контракту: да, это разрешено, и контрактное законодательство не запрещает этого. Верховный Суд в п. 17 обзора судебной практики, который утвержден президиумом 28.06.2017, указал, что утверждение уступки по 44-ФЗ не нарушает закона.
44-ФЗ и Бюджетный кодекс не регулируют отношения по уступке прав и обязанностей по договору оказания услуг, заключенному по результатам конкурса или аукциона. Это значит, что используют этот инструмент во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса. Вот один из примеров применения этого инструмента.
Но Минфин придерживается другой точки зрения в вопросе, может ли организация уступить третьему лицу право требования оплаты за поставленный товар по 44-ФЗ: нет, до изменения закона, контрактной системы и Бюджетного кодекса госконтракт оплачивается исключительно лицу, с которым он заключен.
В письме Минфина № 09-04-06/62906 от 16.08.2019 указано, что бюджетное законодательство не определяет правила санкционирования оплаты по контракту третьему лицу по 44-ФЗ, не являющемуся поставщиком по такому контракту. Учитывая изложенное, переводить оплату по контракту допускается только поставщику, платежные данные которого указаны в реквизитах.
А в письме № 24-03-07/22843 от 24.03.2020 Минфин сообщил, что в отличие от гражданского законодательства бюджетные правила не допускают возможности выплаты средств из бюджета лицу, которое не является стороной соглашения. Минфин отметил, что готовятся поправки в Бюджетный кодекс и 44-ФЗ, которые предусматривают запрет цессии по денежным обязательствам, возникшим в госзакупках.
Еще ранее регулятор делал вывод, что личность получателя средств по контракту — существенное условие. А в бюджетном законодательстве нет норм об уступке прав требования по гособоронзаказу и порядке изменения сведений о контрагенте для санкционирования расходов.
Условия для переуступки
Сложившаяся судебная практика разрешает передачу прав заказчика по договору, если выполнены такие условия:
- Обязанности по госконтракту выполнены (товар поставлен, работы сделаны, услуги оказаны). Верховный Суд поддержал позицию, что запрет замены поставщика из ч. 5 ст. 95 44-ФЗ направлен на защиту госзаказчика в части поставки товара и не распространяется на цессию оплаты по исполненному контракту.
- Заказчик согласен на уступку требования оплаты. Если заказчик против передачи долга, то суд, как правило, встает на его сторону. Получается, что уступка права требования долга без согласия должника в этом случае не допускается. Суды считают, что для заказчика имеет существенное значение то, кому он платит, следовательно, без согласия заказчика перевести долг нельзя на основании п. 2 ст. 388 ГК.
Исключением из этих условий является уступка по договору факторинга. Поставщики по госконтракту подписывают договор факторинга и передают требования оплаты по нему. В этом есть необходимость, когда аванса по контракту нет, а своих средств для его выполнения не хватает.
Заключают договоры для финансирования как действующего контракта, так и соглашения, которое планируется в будущем. Согласие заказчика на уступку при факторинге не требуется, он обязан выполнить требование фактора при условии, что получит письменное уведомление об уступке, в котором определено денежное требование или указание на способ его определения и сведения о лице, которому придется произвести платеж. Это указано в ст. 826, п. 1 ст. 830 ГК.
Заключают договор о переуступке обязательств по контракту в рамках факторинга с любыми коммерческими организациями, какого-либо спецстатуса им не требуется на основании ст. 825 ГК.
Статья 112.2 44-ФЗ разъясняет: если иное не предусмотрено контрактом на оказание услуги по предоставлению кредита, право требования к заказчику по такому контракту может быть передано исполнителем Центральному банку РФ.
Уступка обязательств по 223-ФЗ
223-ФЗ не запрещает перемену поставщика и переуступку прав по договору, в отличие от 44-ФЗ. В силу ст. 392.3 ГК РФ, когда одновременно передаются стороной все права и обязанности по договору другому лицу (передача договора), к сделке по передаче применяются правила об уступке требования и о переводе долга. Соответственно, с учетом п. 2 ст. 391 ГК РФ требуется согласие заказчика.
Таким образом, если в положении о закупке заказчика нет запрета на передачу договора (перевод долга и уступку прав требования), то это допустимо.
Еще рекомендуем учитывать письмо Минэкономразвития № Д28и-183 от 21.01.2016, в котором ведомство разъясняет, что проводить цессию по договору, который заключён путём проведения торгов по 223-ФЗ, запрещено.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О правомерности санкционирования территориальными органами Казначейства расходов получателей бюджетных средств по заключенному в рамках госконтракта договору цессии. |
Письмо Минфина № 09-04-06/67677 от 03.09.2019 | |
Оплата по госконтракту возможна только поставщику, платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта. |
Письмо Казначейства № 07-04-05/05-18156 от 23.08.2019 вместе с письмом Минфина № 09-04-06/62906 от 16.08.2019 |
|
О возможности цессии по денежному обязательству, возникшему на основании госконтракта. |
Письмо Минфина № 09-02-07/76086 от 23.10.2018 |
Об авторе этой статьи
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2024.01.17Контроль закупокМожно ли изменять существенные условия госконтракта
- 2024.01.10Банковские гарантииКак вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
- 2024.01.10Контроль закупокКак организовать работу контрактной службы заказчика
- 2024.01.10Документы заказчикаИнструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок