Во второй половине 2021 года вступают в силу новые запреты и ограничения на поставку импортной электроники. Это существенно изменит закупочный процесс как для заказчиков, так и для поставщиков.
Новые правила для запретов и ограничений в закупках импортной электроники
В Правительстве РФ выпустили постановление № 1432 от 28.08.2021. Нормативный акт утверждает запрет на закупку иностранной электроники:
- ноутбуков и планшетов;
- портативных и карманных компьютеров;
- интегральных микросхем и смарт-карт;
- серверов;
- светотехнической продукции, светильников и осветительных устройств.
ПП РФ № 1432 меняет порядок госзаказа остальной электроники и электронной медицинской техники. Нормативом вводится правило «второй лишний». Вот как оно работает: заказчик обязан отклонить все заявки участников, которые предлагают импортную продукцию, если хотя бы один потенциальный поставщик подал заявку с предложением поставить отечественную электронную продукцию. Ограничения установлены для таких изделий:
- коммуникационное оборудование;
- охранно-пожарные сигнализации;
- звуковая аппаратура;
- мониторы;
- навигационная и измерительная аппаратура;
- томографы;
- рентген-аппараты;
- эндоскопические комплексы;
- электрокардиографы и проч.
Минпромторг и правительство вводят ограничения и запреты с целью поддержки и развития российских производителей электроники. По мнению ведомств, если есть функциональный аналог среди отечественных изделий, то заказчику следует выбрать его, а не иностранный товар. На сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) ведется реестр российской радиоэлектронной продукции.
Правило «второй лишний»
Правило «второй лишний» распространяется на 30 видов медицинского оборудования. Ограничения ввели для такой медтехники:
- компьютерные и магнитно-резонансные томографы;
- УЗИ;
- дефибрилляторы;
- обеззараживатели воздуха;
- неонатальное оборудование и др.
В то же время ПП РФ № 1432 отменяет ограничения на поставки аппаратов ИВЛ и рентгена, медицинских холодильников.
Медицинское оборудование, попавшее под ограничения по ПП РФ № 1432, вывели из-под действия постановления Правительства № 102 от 05.02.2015 об установлении ограничения допуска для отдельных видов медизделий. Этот норматив регламентировал закупки по правилу «третий лишний». Теперь закупки такой медтехники регулируются постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 о мерах стимулирования производства отечественной радиоэлектронной продукции.
По новым правилам из ПП РФ № 1432 заказчики отклоняют участников с предложением импортных товаров, если в конкурентной процедуре участвует хотя бы один поставщик, предлагающий медицинское оборудование, произведенное в странах Евразийского экономического союза. Подтверждением отечественного производства является выписка из реестра ГИСП от Минпромторга.
В выписке указываются баллы локализации (постановление Правительства № 719 от 17.07.2015). Если оборудование произвели в одной из стран ЕАЭС, то поставщик подтверждает происхождение товара выпиской из реестра евразийской промышленной продукции. Если медицинское изделие находится в реестре, но в выписке отсутствуют баллы, то заявка участника приравнивается к иностранной.
Новые правила исполнения контракта в закупках с ограничениями по постановлению № 878
В новой редакции постановления Правительства РФ № 878 прописали, что при исполнении контракта поставщик при передаче товара (результатов работы) обязан предоставить заказчику документы, которые подтверждают страну происхождения товара, на основании которых произвели включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров.
А еще когда участник закупки подает заявку, он автоматически соглашается с условием о внесении сведений о таком товаре в реестр или евразийский реестр промышленных товаров и о необходимости предоставить на стадии исполнения контракта сведения и документы, которые подтверждают страну происхождения товара, на основании которых произвели включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.