Закон № 275-ФЗ о гособоронзаказе в новой редакции содержит положение о предоставлении доступа к информации из ЕИС по гособоронзаказу генеральной прокуратуре. Но это не все важные изменения, которые приняли с 2023 года.
Как изменился гособоронзаказ в 2023 году
Главные изменения в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе с 2023 года связаны со вступлением в силу 5 приказов Минпромторга, которые налагают дополнительные обязанности на головных исполнителей при выполнении гособоронзаказа.
С 01.01.2023 создали Фонд пенсионного и социального страхования (Социальный фонд России), из-за этого изменили п. 3 ст. 6.2 275-ФЗ. В новой редакции госзаказчик для исполнения обязанности по контролю за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований из федерального бюджета на оплату поставок продукции по гособоронзаказу вправе направлять в Фонд социального страхования запросы о представлении информации и документов.
С 10.01.2023 вступил в силу Приказ ФАС № 995/22 от 16.12.2022, которым обновили формы документов для обоснования цен на продукцию государственного оборонного заказа.
С 03.03.2023 вступил в силу Указ Президента РФ № 139 от 03.03.2023 о введении внешнего управления у головных исполнителей поставок продукции по гособоронзаказу или исполнителей, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу, в случае нарушения ими своих обязательств по госконтракту (контракту), в т.ч. о непринятии мер по обеспечению поставок продукции по гособоронзаказу, впредь до отмены военного положения.
С 11.03.2023 вступило в силу распоряжение Правительства РФ № 564-р от 11.03.2023, которым включили ФССП и ФСТЭК в перечень федеральных органов исполнительной власти, которые закупают товары, работы, услуги (по п. 56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) для проведения СВО и для выполнения спецзадач по обеспечению обороны и безопасности государства, в т. ч. противодействия терроризму.
С 22.03.2023 вступило в силу постановление Правительства РФ № 438 от 21.03.2023, которым утвердили правила приостановления прав участников (акционеров) хозяйственных обществ, которые участвуют в выполнении гособоронзаказа, и полномочия их органов управления.
С 26.03.2023 вступило в силу постановление Правительства РФ № 411 от 18.03.2023, которым закрепили, что информация о цене на продукцию, которая указана в заключении госзаказчика, должна позволять однозначно идентифицировать скорректированные затраты в обосновывающих документах едпоставщика, представленных в составе предложения о цене.
С 03.04.2023 вступил в силу Федеральный закон № 99-ФЗ от 03.04.2023, которым изменили ст. 8-8 275-ФЗ о гособоронзаказе. С этой даты федеральный орган в области обороны предоставляет доступ к информации из ЕИС по гособоронзаказу генеральной прокуратуре.
Как изменился гособоронзаказ в 2022 году
Мы собрали ключевые изменения 2022 года в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе с комментариями и ссылками на нормативные акты.
С 18.11.2022 вступило в силу распоряжение Правительства РФ № 3514-р от 18.11.2022, которым утвердили перечень федеральных органов исполнительной власти, которые закупают товары, работы, услуги (по п. 56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) для проведения СВО и для выполнения спецзадач по обеспечению обороны и безопасности государства, в т. ч. противодействия терроризму.
С 30.09.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ № 1658 от 19.09.2022, которым утвердили типовые условиях контрактов, которые заключаются для выполнения гособоронзаказа, и изменили положение о примерных условиях госконтрактов по ГОЗ.
Подробнее: утвердили типовые условия контрактов ГОЗ
С 24.09.2022 вступил в силу Федеральный закон № 365-ФЗ от 24.09.2022, которым закрепили уголовную ответственность за отказ от заключения контракта по ГОЗ.
С 08.08.2022 вступил в силу Приказ Минпромторга № 2664 от 27.06.2022, которым изменили порядок подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, которые связаны с формированием запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа.
С 05.08.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ № 1341 от 28.07.2022, которым изменили положение об особенностях оценки соответствия оборонной продукции, поставляемой по ГОЗ, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения такой продукции.
С 25.07.2022 вступил в силу Федеральный закон № 272-ФЗ от 14.07.2022, которым приняты спецмеры для проведения закупок в рамках правил нового оборонного заказа и Закона об обороне.
С 28.08.2022 вступил в силу Федеральный закон № 210-ФЗ от 28.06.2022, которым правительству предоставили полномочия утвердить типовые условия контрактов.
С 22.06.2022 вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ от 11.06.2022, с этой даты в ФЗ-275 от 29.12.2012 г. о государственном оборонном заказе с изменениями есть правило, что лица, для которых принятие гособоронзаказа обязательно, по запросу госзаказчика и лица, для которых заключение контракта обязательно, по запросу головного исполнителя обязаны предоставлять предложение о цене на продукцию по гособоронзаказу (в т. ч. обосновывающие такую цену документы), информацию о затратах по исполненным госконтрактам, контрактам и информацию, которая нужна для изменения цены госконтракта, включая обоснование ее изменения.
С 21.06.2022 вступил в силу Приказ госкорпорации «Роскосмос» № 159 от 04.05.2022, которым изменили перечень документов, которые представляются в «Роскосмос» в составе обосновывающих документов при предоставлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой по гособоронзаказу.
С 24.05.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ № 935 от 21.05.2022, которым уточнили понятия «единственный поставщик», «потенциальный единственный поставщик», ввели понятие «прогнозная цена».
С 04.03.2022 вступило в силу распоряжение Правительства РФ № 408-р от 04.03.2022, которым установили, что в 2022 году заключение госконтракта по гособоронзаказу с едпоставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, по решению госзаказчика может проводиться по ориентировочной (уточняемой) цене, не превышающей показатели гособоронзаказа, без регистрации в ФАС в соответствии с разделом VII Положения о госрегулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу по ПП № 1465 от 02.12.2017.
Об авторе этой статьи

- Бухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.