Обеспечение договора по 223-ФЗ — это страховка заказчика на случай неисполнения подрядчиком, исполнителем или поставщиком его обязательств. Такая страховка предоставляется в разных формах, например, в форме банковской гарантии или через перечисление определенной суммы денег.
Что такое обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ
Обеспечение договора призвано застраховать заказчика от ненадлежащего исполнения или полного неисполнения поставщиком, подрядчиком или исполнителем его обязательств по соглашению. Этот механизм полно и подробно описан в 44-ФЗ, в 223-ФЗ ему не уделено столько внимания, однако, если говорить о том, вправе ли заказчик, работающий по 223-ФЗ, установить требование об обеспечении договора, — да, вправе.
Принцип работы этого механизма следующий:
- стороны заключают договор, и контрагент заказчика, например госкорпорации, вносит обеспечение в той или иной форме и размере;
- стороны приступают к исполнению договора;
- если контрагент исполняет обязательства должным образом, полностью, в должном качестве и в срок — после окончания исполнения обеспечение либо возвращается, либо прекращает действие: никаких взысканий не происходит;
- если контрагент госкорпорации нарушает договоренности, заказчик взыскивает его сумму в свою пользу.
Таким образом, такая страховка выполняет одновременно 2 функции:
- Подстегивает исполнителей, подрядчиков и поставщиков должным образом исполнять договоры, чтобы не понести убытков.
- Компенсирует госкорпорациям убытки и неудобства, возникающие из-за неисполнения контрагентами обязательств.
Такая страховка имеет определенный размер, который рассчитывается, как правило, исходя из цены договора. Закон о контрактной системе устанавливает четкий порядок расчета — размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ на уровне закона не регулируется, порядок его исчисления госкорпорации описывают в положениях о закупке.
Существуют и иные виды обеспечений, в частности обеспечение аванса по 223-ФЗ, если соглашением сторон предусмотрено авансирование, и заявок на участие в тендерах.
В отличие от 44-ФЗ, где закон прямо указывает на обязанность госзаказчика устанавливать требования о страховке исполнения, в случае Закона о закупке отдельными видами юридических лиц остается спорным вопрос — обеспечение договора по 223-ФЗ: право или обязанность заказчика, — ответ на него в законе напрямую не приводится. Однако п. 2 ст. 2 223-ФЗ говорит о том, что госкорпорации описывают в положениях о закупке все правила проведения тендеров, в том числе все о страховке договоров. Очевидно, что при работе по 223-ФЗ основным прикладным документом является положение о закупке, поэтому, если в соответствии с ним госкорпорация обязана устанавливать обеспечение, — это необходимо делать.
Какие способы гарантирования исполнения контрактов бывают
Существует несколько способов обеспечения обязательств:
- обеспечительный платеж;
- банковская гарантия;
- иные способы, предусмотренные гражданским законодательством.
Не установлены законом и сроки предоставления обеспечения договора по 223-ФЗ — госкорпорация устанавливает их самостоятельно.
Таким образом, заказчики обладают большой свободой при определении правил страхования соглашений. Единственная область, в которой регулирование не отдано им на откуп полностью, — обеспечение договора по 223-ФЗ для СМП: заключая соглашения с субъектами малого предпринимательства, госкорпорации вынуждены учитывать правила Положения, утвержденного ПП РФ № 1352 от 11.12.2014. Пункт 26 этого документа устанавливает, что:
- СМП самостоятельно выбирают способ гарантирования обязательств;
- устанавливается сумма обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ — в размере аванса или не свыше 5 % от начальной цены соглашения.
Банковская гарантия: требования, стоимость, как получить
Банковская гарантия представляет собой документ, который подрядчик, исполнитель или поставщик получает в банке и передает заказчику. Этот документ гарантирует, что, в случае неисполнения контрагентом обязательств по соглашению, госкорпорация вправе обратиться в банк-гарант и получить определенную сумму денег. После выплаты требуемой суммы банк вправе взыскать ее с организации, не выполнившей обязанности перед заказчиком.
В отличие от Закона о контрактной системе, 223-ФЗ не предъявляет к банковским гарантиям каких-либо особых требований — предъявить такие требования вправе сам заказчик в тексте положения о закупке и тендерной документации. По общему же правилу главное, чтобы гарантия соответствовала основным требованиям, установленным Гражданским кодексом РФ. В частности, п. 4 ст. 368 ГК РФ требует, чтобы в гарантии указывалась следующая информация:
- дата выдачи;
- принципал — организация, чьи обязательства гарантируются, то есть подрядчик, поставщик или исполнитель по договору;
- бенефициар — лицо, которое получит выплату в случае нарушения договора, — госкорпорация;
- гарант — банк;
- перечень обязательств, которые обеспечиваются;
- сумма, которую в случае нарушения гарант выплачивает бенефициару, то есть размер гарантии. Таким образом, ответ на вопрос, что такое размер обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ, — это сумма, указанная в тексте;
- срок действия документа;
- обстоятельства, наступление которых обязывает банк выплатить оговоренную сумму.
Чтобы получить такой документ, следует обратиться в банк посредством электронных способов связи или лично. Банк изучит документы компании и составит мнение о ее благонадежности: для банка выдача такого документа — это определенный риск, поэтому обеспечивать обязательства неблагонадежных компаний банк не станет. Нередко банки требуют от заявителя открыть счет у себя. В целом процедура выдачи зависит от конкретной кредитной организации.
Выдача банковской гарантии — это платная услуга, то есть клиент платит за выдачу документа, а затем, если банк совершил выплату по гарантии заказчику, — возмещает еще и сумму этой выплаты. Если обязательства исполнены должным образом и банк не перечислял деньги бенефициару — на оплате услуги по выдаче гарантии затраты компании заканчиваются. Стоимость услуги нефиксированная, она зависит от множества факторов:
- ставок банка;
- суммы гарантии;
- срока действия — чем дольше действует гарантия, тем она дороже;
- уровня риска для банка.
Денежное обеспечение договора
Другой вариант гарантии исполнения соглашения — перечисление заказчику определенной суммы, которую заказчик вернет, если исполнение договора произойдет без нарушений. По сравнению с банковской гарантией этот способ имеет очевидное преимущество — не нужно платить банку. С другой стороны, он предполагает, что организации — контрагенту заказчика придется, хоть и временно, расстаться с некоторой суммой денег, что не всегда удобно и в некоторых случаях вредно для финансового состояния компании — в таких случаях проще заплатить меньшую сумму банку и не выводить из собственного оборота всю сумму страховки.
Размер страховки не зависит от его формы — когда организация обеспечивает обязательства деньгами, она обязана перечислить ту же сумму, на которую она получала бы гарантию, если она предпочитает действовать через банк.
Четких требований к сумме денежного обеспечения, как и к сумме гарантий, в законе нет, кроме случаев закупок у СМП.
Правила и особенности возврата или замены способа обеспечения
Вопрос о возврате стоит в случае денежной формы страховки — внесенную сумму заказчик обязан вернуть в полном размере, если соглашение исполнено нормально. Когда договор обеспечен банковской гарантией, возврату она не подлежит — если нарушений нет, заказчик все равно не сможет получить деньги из банка.
Вопрос о том, можно ли вернуть обеспечительный платеж по 223-ФЗ в случае нормального исполнения, не возникает — да, можно. Если соглашение исполнено частично, допускается частичный возврат. Порядок возврата в законе не описан — его описывает заказчик в положении и закупке, закупочной документации и тексте договора.
В некоторых случаях сторонами осуществляется замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию по 223-ФЗ или наоборот — с гарантии на денежную сумму. Такая замена не запрещена законом и нередко выгодна сторонам, особенно если договор длительный и исполняется несколько лет — в течение этого времени финансовая ситуация участников меняется, и выгодными становятся иные формы взаимодействия. Порядок такой замены заказчик описывает в положении о закупке. Стороны вправе оговорить его в тексте соглашения.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ