План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения оформляют как разбивку поступлений и расходов на финансовый год и плановый период. По утвержденному ПФХД заказчики планируют закупки. Если нет плана ФХД, нельзя публиковать и план-график.
Скачать бланк формы плана ФХД на 2024 год в еxcel |
Скачать образец заполнения плана ФХД на 2024 год по новым правилам для бюджетных учреждений федерального уровня в еxcel |
Что такое план ФХД
По бюджетным нормативам, расшифровка ФХД — финансово-хозяйственная деятельность учреждения (ст. 6 БК РФ). Ее ведут все учреждения госсектора. ФХД заключается в проведении различных операций с учетом денег, которые главный распорядитель бюджетных средств выделил получателю.
Для организаций госсектора ПФХД — это документ, отражающий доходные и расходные показатели экономической деятельности на текущий год и плановый период. План ФХД является ключевым документом экономического планирования для автономных и бюджетных учреждений. Без утвержденного ПФХД деятельность организации бюджетной сферы недопустима.
В Приказе Минфина № 186н от 31.08.2018 указано, что бюджетные и автономные учреждения утверждают в плане ФХД доходы и расходы на очередной финансовый год и плановый период. Вся финансовая деятельность учреждения регламентирована в ПФХД. Любое отступление или изменение в финансировании или содержании затрат требует соответствующих корректировок в документации. На основании плана ФХД организация планирует и свою закупочную деятельность на ближайший период.
ПФХД в закупочной деятельности
Порядок планирования закупок в бюджетном учреждении регулируется 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019. Главный распорядитель утверждает бюджет на очередной и плановый периоды, а распорядитель доводит финансирование до подведомственных бюджетных учреждений. Заказчики-бюджетники формируют план-график закупок на основании плана ФХД.
Раньше заказчики планировали закупки на основании плана закупок, плана-графика и ПФХД. С 2020 года ПЗ не составляется: соответствие ПФХД и плана закупок теперь необязательно, а закупочная деятельность осуществляется на основании ПФХД и плана-графика (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ). При доведении объемов финансирования заказчик распределяет доходы и субсидии и составляет прогноз затрат на планируемый период. На основании утвержденного ПФХД разрабатывается детальный план-график на следующий год и плановый период.
Планирование закупок на 2024 год
В 2024 году обязательными документами для бюджетников являются ПФХД и план-график. А в Приказе Минфина № 26н от 14.02.2018 указано, в чем выражается планирование закупочной деятельности казенных учреждений, — в формировании бюджетной сметы на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств и плана-графика закупок.
Срок утверждения плана-графика на 2024 год не менялся. Его утверждают и публикуют в ЕИС не позднее 10 рабочих дней с момента доведения лимитов либо утверждения плана ФХД. Исчислять срок начинайте со дня:
- доведения лимитов бюджетных обязательств;
- утверждения новой редакции ПФХД;
- заключения соглашения на предоставление целевых субсидий на капитальные вложения.
Вся плановая закупочная документация подлежит обязательной публикации в ЕИС. При внесении изменений уже опубликованные документы следует обновить в установленном порядке. Не допускается работа по закупкам без утвержденной и опубликованной документации в ЕИС.
Плановые показатели финансово-хозяйственной деятельности необходимо ежегодно размещать на официальном сайте для государственных и муниципальных учреждений. Конкретные сроки размещения ПФХД на 2024 на бас.гов не установлены, но заказчики обязаны опубликовать информацию по муниципальному заданию и ПФХД, как только сформируют все необходимые сведения на 2024 год (Приказ Минфина № 86н от 21.07.2011).
Изменения в структуре ПФХД
Структура плана финансово-хозяйственной деятельности существенно изменилась (Приказы Минфина № 186н и № 168н). Отразили все изменения в таблице.
Старая форма (действовала до 2020 года) | Новая форма |
---|---|
Текстовая (описательная) часть | — |
Таблица 1. «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)» | — |
Таблица 2. «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» | Раздел 1. «Поступления и выплаты» |
Таблица 2.1. «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)» | Раздел 2. «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» |
Таблица 3. «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)» | — |
Таблица 4. «Справочная информация» | — |
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам | Сведения о поступлениях и выплатах |
Текстовую часть полностью исключили из формы плана. Распределения по источникам финансирования теперь нет. Зато чиновники добавили новый раздел по закупкам. По сути, план ФХД и план закупок по 44-ФЗ объединили в единый документ.
Новая структура ПФХД такая:
Шапка документа |
Отражает ключевые реквизиты планового документа. В шапке раскрывают:
В шапке документа предусмотрен отдельный блок для утверждения ПФХД уполномоченным представителем. |
---|---|
Раздел № 1 |
Детализация сведений о поступлениях и выплатах. Информация о доходах распределяется по источникам поступлений, в разрезе кодов доходов бюджетной классификации. Например, субсидии на выполнение муниципального задания соответствуют коду доходов 130 и подлежат отражению в строке 1200 (с последующей детализацией). А целевые субсидии отражаются по коду 180 и указываются в строке 1500 (с последующей детализацией). Расходы учреждения распределяются в соответствии с кодами КОСГУ и КВР, установленными правилами формирования кодов бюджетной классификации (Приказы Минфина № 209н от 29.11.2017 и № 82н от 24.05.2022). В этом же нормативе указано, отражаются ли средства во временном распоряжении в ПФХД, — да, в плане необходимо указать деньги, поступающие бюджетным и автономным учреждениям, по всем источникам финансирования. Отдельными строками выделяют суммы налоговых отчислений, уменьшающих доходы. Выделяют суммы субсидий, подлежащих возврату в бюджет. |
Раздел № 2 |
Новый раздел представляет собой детальную разбивку по планированию закупочной деятельности учреждения на краткосрочную перспективу. Учреждение детализирует средства, запланированные на проведение закупок, по указанным категориям. |
Готовый документ заверяет руководитель организации и исполнитель, ответственный за составление регистра. Затем ПФХД передают на утверждение уполномоченному лицу (представителю учредителя).
Новые правила ведения ПФХД
Единые требования к составлению и утверждению плана ФХД закреплены Приказом Минфина № 186н, а порядок формирования — Приказом № 168н, но региональные и муниципальные органы власти обязаны разработать и утвердить индивидуальные требования к планам финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.
При составлении документа учитывайте единые требования Минфина, рекомендации отраслевых министерств и ведомств, положения о форме и правилах составления, утвержденные учредителем.
Общие правила ведения плана ФХД:
- формируйте сведения кассовым методом, то есть по фактическим поступлениям, выбытиям средств. Метод начисления при формировании плановых показателей недопустим;
- все денежные и финансовые показатели отражаются исключительно в валюте РФ, то есть в российских рублях. Операции, запланированные в иностранной валюте, подлежат пересчету по курсу рубля на момент составления документа;
- если организация имеет обособленные подразделения, представительства или филиалы, выделенные на самостоятельный баланс, то придется составить три отдельных прогноза. Первый — по учреждению в целом, второй — отдельно по головной организации, третий — на филиал или представительство (на каждое обособленное подразделение);
- готовьте обоснования при составлении плана ФХД. Теперь требуется оформить экономическое обоснование не только по плановым затратам, но и обосновать поступления. Заполнять обоснования по всем источникам поступления доходов не требуется. Заполните только те формы, поступления по которым ожидаются в отчетном и плановом периодах;
- ПФХД формируется сразу на три календарных года: текущий и два плановых. Либо срок определяется на период в течение действия закона или решения о бюджете. Если исполнение плановых показателей превышает установленный период, то суммы выделяются в соответствующую графу. Ситуация характерна при принятии учреждением обязательств, срок исполнения которых, по условиям договоров (контрактов), превышает три года: показатели ПФХД по решению учредителя утверждаются на период, превышающий указанный срок;
- готовый ПФХД необходимо опубликовать. Сведения подлежат размещению в системе «Электронный бюджет». Это обязательно для федеральных бюджетников. Для региональных и муниципальных учреждений требования устанавливают исполнительные органы власти;
- план закупок больше не ведется. План-график соответствует плановым финансовым показателям отчетного года.
Документы и разъяснения
Бюджетный кодекс № 145-ФЗ от 31.07.1998 |
Приказ Минфина № 186н от 31.08.2018 |
Приказ Минфина № 26н от 14.02.2018 |
Федеральный закон № 44-ФЗ 05.04.2013 |
Приказ № 168н от 17.08.2020 |
Постановление Правительства № 1279 от 30.09.2019 |
Приказ Минфина № 86н от 21.07.2011 |
Об авторе этой статьи
-
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Другие публикации автора
- 2023.11.09Контроль закупокОбязательно ли планировать закупки по 44-ФЗ на основании плана ФХД
- 2023.10.24Контроль закупокЛимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки
- 2023.09.29ОбразцыОбразец акта сверки с контрагентом для госзакупок
- 2023.04.13Контроль закупокКак подключиться к системе «Электронный бюджет»